Описан ассоциативный эксперимент по восприятию семантики музыкальных произведений. Экспериментально подтвержден ряд положений соционической теории. Обнаружено предпочтительное выделение семантики одного и того же информационного аспекта в экспериментальных группах студентов.
Ключевые слова: соционика, психология, лингвистика, эксперимент, информационная модель психики, аспект информационного потока, квадральные ценности.
http://www.christiannewage.ru/article/socionics/psychotherapy_1009.htmlРЕЦЕНЗИЯ
на статью «Опыт лингвосоционического ассоциативного эксперимента» Медведовской Н.В.
Статья Н.В Медведовской посвящена результатам лингвосоционического эксперимента, их соотнесенности с некоторыми теоретическими положениями соционики. Безусловно, в ситуации острой необходимости эмпирических исследований невозможно отрицать актуальность статьи, дающей представление об ассоциативных рядах представителей разных типов и их способностей к восприятию человеческого образа в условиях ограничения визуальной информации.
Автором проведено исследование, реализующее комплексные задачи. Так, первая часть исследования была направлена на выявление ценностных предпочтений, выраженных в лексической форме (стимульных словах), вторая - ассоциативных связей в ответ на ряд музыкальных произведений, третья – способностей по восприятию и построению образа человека по голосу.
В результате автором были получены интересные эмпирические данные, свидетельствующие о предпочтениях и ассоциациях испытуемых.
Исследование нельзя назвать экспериментом в строгом смысле слова, скорее – квазиэкспериментом, из-за значительного влиянии неконтролируемых переменных, таких, например, как: пол, уровень музыкальной культуры, знакомство с соционикой, знакомство испытуемых друг с другом, влияние внешних условий и, прежде всего, отсутствие контрольной группы в ее классическом понимании. Во второй части исследования не учтены некоторые артефакты, могущие оказать значительно влияние на результаты, прежде всего эффект иррадиации (переноса состояния, возникшего при прослушивании одного произведения, на оценку другого произведения), эффект времени (например, возникновение утомления); в первой и второй части - эффект наблюдателя (в частности, сам автор отмечает изменение ассоциативных рядов в зависимости от наличия/отсутствия лидера, степени знакомства испытуемых между собой). В результатах недостаточно раскрыта третья цель работы (задействование сильных, в том числе витальных, функций при необходимости выполнить задание по слабым). Исследование также не может быть подтверждением или опровержением гипотезы о смене функциональных состояний на основе отсутствия усталости у слушателей (п.№4 в результатах), пробел в этой области объясняется неточной схемой постановки квазиэксперимента.
Статья выиграла, если бы в ней были пояснены некоторые моменты, например, прописаны независимая и зависимая переменные, дополнительные переменные (контролируемые и не контролируемые), указаны методы корреляционного анализа и приведены цифровые коэффициенты корреляции, добавлены таблицы и графики, усилена теоретическая часть, более четко сформулированы выводы автора относительно подтверждения целей эксперимента.
Несмотря на некоторые недостатки, автором была проделана большая работа по получению ряда заявленных эмпирических данных, результаты статьи считаю интересными для изучения социониками, они могут служить опытом пилотажного исследования и основой для дальнейших исследований на более строгой экспериментальной базе.
Таким образом, статья Н.В.Медведовской «Опыт лингвосоционического ассоциативного эксперимента» может быть рекомендована к публикации в электронном журнале «Соционика».
Арефьева Т.А., к.с.н., доцент, психолог.