Краткое описание признаков ТПЭ в музыке ТПЭ Эго в музыке соответствует сильному, целенаправленному и контролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками экстраверсии, рациональности и динамики.
У Эго-типов напряжение внутреннее легко выливается в напряжение внешнее. Эго выражается в музыке в сильных эмоциональных выбросах энергии, в яркой динамике, а также в резких перепадах ритма и контрастах силы звука. Такая музыка заряжает энергией, бодростью, дает толчок к действию. Суть этого типа энергии в активном воздействии на окружающую действительность, в подчинении обстоятельств своей воле. Тема музыкальных произведений отражает доминирующую роль Эго в психике человека, в его решающей силе, в умении противостоять внешним обстоятельствам, будь то природные катаклизмы или чья-то воля. Противоборство, вызов, уверенность в себе, в своей победе несут в себе музыкальные образы Эго-музыки. Сильные эмоции активизируют физиологические процессы, поднимают адреналин. Поэтому строители и люди занимающиеся продолжительное время активным трудом нуждаются в такого рода музыке как в естественном стимуляторе для того, чтобы поддерживать на должном уровне их активный тонус.
Эго- музыка имеет четкий, заданный ритм, поддерживаемый энергетикой экстравертной деловой логикии (ЧЛ). Для того чтобы эмоции имели силу воздействия на психику людей, нужен бесперебойный напор энергии, напоминающий фонтан или сильную струю воды. Однако, психика,на которую идет постоянное сильное воздействие, может не выдерживать длительного напора, что снижает эффективность самого воздействия. Для этого периоды эмоциональных взрывов чередуются с периодами полного спокойствия и отстраннености от объекта воздействия. Прием резкого перехода от спокойного ритма к взрывному усилению звука как нельзя лучше характеризует динамику в музыке.(3)
Яркие представители: “The Phantom of the Opera”, “Notre Dame de Paris – Belle”, Antonio Vivaldi (“Storm”, “Opus 9 Concerto11”); Vanessa Mae (“Art of War “); Dmitri Hvorostovski ( «Se il cor guerriero”, A.Vivaldi»), Rolando Villazón (“La Danza”), Мирей Матье («Pardone moi», «Une Femme amoureuse»), Freddie Mercury(“The Show Must Go On”, “We Will Rock You”); Nickelback («Someday», «Rockstar»); Alexandra Burke (“Hallelujah”, “Bad Boys”); Beyoncé (“Halo”, “Listen”)и т.п.
ТПЭ Суперэго в музыке соответствует слабому, целенаправленному и контролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками интроверсии, рациональности и статики.
В отличии от Эго- музыки Суперэго-музыка не несет в себе заряд энергии такой силы и не характеризуется наличием ярких, резких контрастов, что означает отсуствие яркой динамики. Рациональность как предсказуемость ритма и интроверсия как слабая сила звука создают ощущение стабильности и закономерной повторяемости музыкальных образов, что соотносится с соционическим признаком статики в музыке.
Музыка Суперэго блока наиболее соответсвует музыке церковного характера. Это спокойная, серьезная, в которой человек раскрывает свою душу, свои личностныеценности, выражает свои глубокие убеждения, на основе которых он строит свою жизнь, которыми он руководствуется в своих поступках. Музыка Суперэго способна отвлечь человека от его личных проблем и обратить его внимание к общечеловеческим нуждам, к духовным ценностям. Здесь нет желания навязывать свою волю любой ценой в борьбе с внешними обстоятельствами. В этой музыке нет динамики борьбы или противостояния (Эго), нет тяги к бесконечным удовольствиям или к радостному, по-дестки беспечному самочувствию(Ид), нет желания уйти в мир фантазии или иллюзии (Суперид). Музыка Суперэго, глубокая и духовная по содержанию, призывает задуматься над своими поступками, переоценить их мотивы, соотнести их с вечными ценностями любви и добра в отношениях людей между собой и в отношении к Богу как Высшему универсальному разуму и порядку.
Тема преодоления трудностей также характерна для музыки Суперэго как и для музыки Эго, но это не стремительная борьба с внешними обстоятельствами, а внутреннее противостояние, где ценится сила духа и привычка к монотонному труду. Подобно тому как человек из дня в день медленно, но верно продвигается к поставленной цели. Дух укрепляется в настойчивом, упорном труде, непреклонном следовании выбранному курсу – своим принципам, в разумном ограничении и сознательном выборе при доминировании духовных ценностей над материальными.
Духовность – это не обязательно религиозность, это нравственные и интеллектуальные ценности. Следовательно, в музыке Суперэго будут рассматриваться темы общечеловеческих ценностей без внутреннего и внешнего напряжения. Состояние сосредоточенного внимания к общечеловеческим проблемам будет чередоваться с экстатическим медитативным состоянием души. Музыка призвана укрепить дух человека для преодоления задач по служению другим людям, при этом развивая чувство самопожертвования и подчинения своего внутреннего мира высшим духовным ценностям. Ощущение вселенской гармонии, слияния с ней достигается через каждодневный душевный и физический труд на благо всего человечества.
Яркие представители: F. Schubert (“Serenade”, “Ave Maria”); Verdi (nabucco); Бородин (“Ария Игоря”), Cliff Richard (“Millenium Prayer”, “Mistletoe and Wine”); Nil Diamond («Song Song Blue», «Hello Again»); Backstreet Boys ( «I Want It That Way», «As Long As You Love Me»); Boyzone (“No Matter What”, “Father And Son”); Песняры (“Наши любимые”, “Полонез»), Demis Roussos («Because», « My Reason»); Nana Mouskouri (“Amazing grace”, “ Weiße Rosen aus Athen”); The Kelly family (“Santa Maria”) и т.п.
ТПЭ Ид в музыке соответствует сильному, неконтролируемому и разно-направленному потоку энергии, который соотносится с признаками экстраверсии, иррациональности и статики.
Иррациональная Ид- энэргия проявляется в умении получать удовольствие практически от всего, что нас окружает. Все предметы в той или иной степени способны быть источником наших удовольствий. Именно этот смысл вкладывал З. Фрейд в понятие сексуальной энергии либидо. Описание ТПЭ Ид как компонента струкутры личности по З.Фрейду как нельзя лучше отражает характер Эго-музыки: «Ид представляет собой инстинктивную часть личности, которая отвечает за удовлетворение физических потребностей тела, таких как насыщение организма пищей, потребность в тепле и удовлетворение сексуальных желаний. Ид руководствуется принципом наслаждения и его единственная цель – снять напряжение, возникающее от желания и достичь его незамедлительного удовлетворения. В этой части личности царит хаос страстей: нет логического мышления или осознания временного потока. Импульсы высвобождают огромные энергетические ресурсы, которые снабжают энергией всю структуру личности. Фрейд сравнивал Ид с избалованным эгоистичным ребенком, требующим удовлетворения своих желаний “здесь и сейчас”» (1).
Каждый тип обладает так называемым сенсорным пространством, в которое мы затягиваем предметы наподобе воронки и поглощаем их. При этом окружающие нас предметы также обладают своим пространством, в которое они затягивают нас. Ид- энэргия направлена на расширения границ своего пространства. Происходит своего рода игра бесконечного взаимодействия пространств друг с другом. Постоянное перемещение в пространстве порождает бесконечную цепочку удовольствий, в которой можно раствориться. Погоня за наслаждениями может быть неразумной, бесконтрольной и опасной как для самого носителя этой энэргии так и для тех, кто его окружает. Определенные инстинкты охраняют оргнизм от опасности такого рода. Так, например, животные не убивают добычу, а играют с ней, если у них нет голода.
Жизнь предлагает бесконечные возможности по активному взаимодействию с предметами окружаюшего пространства с перспективы игры и удовольствия и это находит свое отражение в характере музыки ТПЭ Ид. Это музыка сильная по звучанию (экстроверсия), не несет в себе внутреннего напряжения борьбы или противостояния. Ее задача заряжать энергией веселого настроения, создавать настроение беспечной радости, уверенности в завтрашнем дне. Музыка заряжает оптимизмом, освобождает от навязчивых мыслей, беспокойств, дает возможность отвлечься от рутины и проблем и насладиться тем, что есть здесь и сейчас. Это умение видеть позитивное начало везде и во всем и реагировать ярким, эмоциональным переживаниемо радости – основное предназначение Ид-музыки. В отличии от Эго-музыки, Ид-музыка, как правило, не требует от человека концентрации внимания или аккумуляции сил для преодоления каких-либо внешних препятствий. Трудности жизни воспринимаются скорее как игра или соревнование.
Яркие представители: Mozart (” Eine kleine Nachtmusik” Allegro, “Rondo Alla Turca), Верка Сердючка (“ Всё будет хорошо”, “Я попала на любовь”); Божья Коровка (“Гранитный Камушек”, “ Мамбо по Русски ”);Вадим Казаченко (“ Белая метелица”, “Сирень”), Андрей Державин (“Катя Катерина”), Леонид Агутин (“ Босоногий мальчик”, “ Того, Кого Не Стоило Бы Ждать”); Kaoma (“ Lambada”), King Africa (“La Bomba “), Elvis Presley (“Jailhouse Rock”, “All Shook Up”); The Veronicas (“Untouched”, “4Ever”) и т.п.
ТПЭ Суперид в музыке соответствует слабому, нецеленаправленному и неконтролируемому потоку энергии, который соотносится с признаками интроверсии, иррациональности и динамики.
Энергия Суперид, окрашена меланхолией, чувством тяжести на душе, ощущением грусти и безысходности, компенсирует и дополняет энергию Эго, усиливая контраст последней. По сравнению с Эго-музыкой Суперид-музыка обладает значительно более слабой энергией (интроверсия), большей погруженностью во внутренний мир – мир субъективного воображения и ощущений, большей гибкостью и вариативностью музыки, большей плавностью и сложностью музыкальных концепций. Музыка Суперида может обладать несколько занудной мелодичностью в силу своей иррациональности или, напротив, характерирозваться ее кажущимся отсуствием, быстрой переменчивостью ритма и мелодии. Сила эмоций не будет проявляться так очевидно и ярко, поскольку Суперид – интровертный тип энергии. Нельзя ожидать преобладания сильных эмоций над внешним покоем музыки.
Суть энергии Суперид не в активном взаимодействии с окружающей действительностью, но в отказе от борьбы, в принятии обстоятельств такими, какие они есть. Нет желания навязывать свою волю другим , противопоставялть себя обществу. Напротив, ценится способность адаптироваться к внешним условиям, желание гармонично вписаться в процесс бесконечных изменений и жить, отражая в себе все то, что происходит во внешнем мире. Этот переменчивый, отражающий действительность, внутренний мир Суперид-типов несет в себе Суперид-музыка. В ее музыкальных образах порой царит неземной комфорт или, напротив, преувеличенный дискомфорт воображаемой действительности.
Быстрота и констрастность смены музыкальных образов соотвестует признаку динамики и ощущается в музыке как ее внутренняя напряженность и тревожность. Развитие мелодии по нарастающей, от тихого, едва слышного звука к драматичному яркому полному энергии звучанию, выражающему кульминацию всего произведения, типично не столько для мелахоличной, но прежде всего для динамичной Суперид-музыки. В этом выражается умение художника созерцать и тонко отражать окружающую нас действительность в мельчайших подробностях, отмечая при этом внутренний план души человека, а именно, как изменяются наши эмоции в унисон изменениям окружающей действительности.
В силу динамичного, развивающегося характера Суперид-музыки художественые и музыкальные образы зачастую не успевают прорисовыаются достаточно четко, концентрируя внимание на постоянном изменении и перетекании форм. Для музыки этого ТПЭ характерна также смена замедленного темпа (затихание) на неожиданно резкое его ускорение и изменение ритма, на общем фоне медленной, тихой, интровертной мелодии.
Яркие представители: Бетховен («Лунная соната», “ Symphony No.3 E-flat major, Op.55 “Eroica”); Claude Debussy (“ La Mer – Second Movement”), Моцарт («Реквием»),Чюрленис (“W lesie”, “Miskas”); Аквариум (« Город Золотой», «Мама, я не могу больше пить»); Ирина Богушевская (“У нас в Раю”, «Рио-Рита»); Fleur-(«Взрывная волна», «Ремонт»); Nautilus Pompilius («Я хочу быть с тобой», «Чёрные Птицы»); Placebo (“Twenty Years”, “Sleeping with ghosts”) и т.п.
В заключение хотелось бы добавить, что типология асоциативной соционики не ограничивается четырьмя ТПЭ ( Ид, Суперид и Эго, Суперэго) для описания психологических свойств личности и характера музыки, но имеет своей целью углубить их дифференциацию на более детальном уровне соционических функций. Что сделает возможным, с одной стороны, расширить область применения музыкальной и цветовой диагностики в соционике, и, с другой стороны, позволит сделать диагностику психологического типа более точной и актуальной.
В этой статье речь шла о базовом уровне определения ТПЭ, который нужен для того, чтобы выделить «общий» тип человека по типу психической энергии. На более детальном уровне рассматриваются профили или «оппозиции» ТПЭ, которые вытекают из сочетаний четырех, уже известных читателю основных ТПЭ. С помощью оппозиций можно более точно охарактеризовать тип человека и тип его любимой музыки. Об этом более подробно Вы можете прочитать в статьях О. Тангеманн на сайте школы Ассоциативной соционики.
В настоящее время проводятся бесплатные еженедельные музыкальные вебинары, на которых участники школы изучают музыку отдельных типов и типируют музыкальные произведения. Запись на типирование по музыкальным и художественным предпочтениям производится бесплатно в порядке живой очереди на форуме ШАС:
http://socionics4you.com/forum/index.phpЛитература:1. Тангеманн О.Б. Ассоциативная модель Бабочка - 2008
http://socionicslondon.blog.com/2. Аугустивинчуте А. Социон. М.: «Черная белка» – 2008
3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. М. АСТ, Мнс. Харвест – 2005
4. Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий – 1995 –
http://socionics.kiev.ua/articles5. Петрушин В.И Психологические модели отражения действительности в искусстве-2008, N4,
http://www.health-music-psy.ru/6. Тангеманн О.Б. Тест на определение типа психической энергии.-2010
http://aeterna.ru/test.php?link=tests:1036597. Актеры совесткого кино
http://www.rusactors.ru8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия – связь с основными психологическими школами и направлениями – 2010, N1,
http://www.health-music-psy.ru/Ольга Тангеманн 2010© Ассоциативная соционика