Соционический тип не описывает поведение личности, по-Вашему?
Я думаю, что тип личности описывает и то, что человек ценит, предпочитает, думает и то, как это выражается в поведении. Вы не согласны?
Я очень осторожно пользуюсь термином "личность" в соционике и обращаю ваше внимание, что соционический тип описывает лишь
НЕКОТОРУЮ часть параметров личности (вряд ли больше 50-60%). Саму формулировку "тип личности", пришедшую из западной типологии MBTI, я считаю вопиюще некорректной. Есть тип психики, психологический тип, как базовая психическая структура 1 из 16, а личность - гораздо более широкое понятие.
То, что человек ценит, предпочитает и так далее, выражается в поведении, да, но я видел десятки примеров ошибочного типирования по поведению и являюсь противником типирования по поведенческим признакам, особенно если речь идёт о краткосрочном наблюдении человека. У каждой из 8 функций есть семантико-смысловые маркеры, у каждой квадры есть своего рода ценностные ориентации, завязанные на 4 ценностных аспекта, у каждого из 16 типов есть характерные особенности мимики, моторики, строения лица и так далее. Этого более чем достаточно для грамотного и точного типирования, поведение может быть вспомогательной информацией - например, в НЕКОТОРЫХ случаях выявления экстраверсии/интроверсии.
ВЫ сами сказали, что между сцоионикой и психософией нет полной накладки. Как быть уверенными, что Вы не используете психософию для объяснения социоинческого типа?
Нужно изучить эту самую психософию, чтобы понимать границы применения одного и другого, и все вопросы отпадут. Вы к психософии настроены негативно, поэтому её не изучали, а если бы изучили - таких вопросов бы не возникло
А если ВЫ поясняете ею соционический тип, то можете это делать точно с той же целью, что и по системе ДСНШ. Если человек не вписвается в тип, то это можно обяъснить психософским типом или еще каким-то.
Можно. Справедливо и обратное утверждение: без использования вспомогательных инструментов у вас тождиками могут оказаться представители разных соционических типов, похожих по поведению. Такое мы видели множество раз.
Тогда речь идет не только о системе ДСНШ, а о критике ШГС в отношнеии диагностики. Может быть масса разных причин, почему на выходе тип не тот. И такое можно сказать и о других школах. У нас нет понятия, кто лучше всех или хуже типирует, у кого сходимость выше или ниже. Потому что у всех разные подходы, а общего нет. Или о других школах Вы такое сказать не можете?
А у нас есть. Кравченко, например, не смог протипировать даже самого себя. Или вы солидарны с тем, что он интроверт, базовый БЛ и так далее?
По поводу других школ мне нечего добавить, методики слишком далеки от того, что делаем мы. В соционической диагностике мы солидарны с методикой Таланова.
Психософия не может объяснять соционический тип, так как Вы сами сказали, что это другая типология. Соционический тип может поясняться только в теории соционики. Психософия не инструмент для пояснения типа личности в соционике. Потому что эти типы не связаны изначально. Это значит, что у любого типа в социоинке может быть потенцилаьно любой "подтип" из любой другой типологии. В этом смысле есть некоторое сходство между использованием ДСНШ и любой другой типологии и теории подтипов Таланова: у любого типа может быть любой подтип. Никаких рамок, гранци и правил - возможно все.
Дополнительные инструменты - это вопрос личных предпочтений, и здесь мы ни к чему не придём, Ольга.
что может быть ЛИЭ с усилением БЭ....Это что за бред такой? Что это за усиление и с чем его сравнить, относительно чего и кого? Каким типом может быть ЛИЭ с усилением БЭ? Только типом ЭСИ с усилением ЧЛ. Вот и выходим на подход системы ДСНШ в "обработке Таланова".
Вы не знакомы с его подходом и критикуете, не имея достаточного представления о его работах. Оставлю без комментария.
Почему Вы считаете, что поведение не сообщает нам инфомрацию о сцоионическом типе? Вы же пишите, что есть вдумчивые и молчаливые, а есть лидеры и организаторы. Эти внутритипные различия в социоинке описываются и определяются по признакам типологии: экстраверсия- интроверсия, рац- иррац и статика- динамика.
Ольга, этого мало, МАЛО. Здесь снова заметно то, что психософию вы не изучили хотя бы на поверхностном уровне.
ИЛИ экстравертного подтипа. Что это даёт? Да особо ничего, кроме чуть более высокой активности в сравнении с "средним" ИЛИ. Психософия же может сообщить, например, то, насколько данный ИЛИ работоспособен, эмоционален, ориентирован на интеллектуальную деятельность или имеет склонность к управленческой работе. Соционика этого не показывает.
Типологические признаки - это и то, что человек думает и то , что он говорит и то, что он делает. Я советую Вам обратиться и изучить систему подтипов ТПЭ, которая использует базовые признаки типологии. Тогда Вы сможете объяснять внутритипные различия соционическим инструментом. Больше надежности, что тип определен правильно.
Ольга, я прошу вас дать мне ссылку на материал, где в сжатой форме можно ознакомиться с этой самой системой ТПЭ, а также с результатами её применения - неким хотя бы небольшим списком знаменитостей. Тогда я смогу сказать вам, насколько, с моей точки зрения, данная система является рабочей, действительно ли она эффективно объясняет внутритипные различия и не грешит ли она тем же, чем и DCNH - уходом в сторону от базовых 16 типов и группировкой "похожих" людей в один и тот же тип по случайно ухваченным признакам с игнорированием всего остального.
Также прошу вас хотя бы бегло ознакомиться с методикой Таланова
http://newsocionicsmodel.narod.ru/tabl.htmlНа мой взгляд, он один из самых передовых исследователей в соционике и его метод мы во многом разделяем, т.к. независимо от него пришли примерно к похожей методике диагностики. Таланов применяет квадровые ценности, семантику, внешние признаки, поведенческие моменты, некоторые признаки Рейнина (кстати, в основном те же 4, что и мы) - словом, диагностирует тип целостно.