• December 03, 2024, 04:42:17 PM
• Welcome, Guest. Please login or register.
News: Registration on the forum through the email only to olgatangemann@gmail.com The English edition of the book "Personality Type and Art" is available at Cambridge Scholars Publishing website. The German edition of the book "Personlichkeitstyp und Kunst" is available to buy on Amazon.de in paperback for 29.99 and online options for 9.99

Author Topic: Пятницкий В. В. Об управляющих эмоциях и модели ТИМ  (Read 2956 times)

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Выдвинута гипотеза о том, что с точки зрения системной соционики, механизм управления ТИМ для биологических систем реализуется через эмоциональные состояния. Предложено называть такие эмоции управляющими эмоциями. Рассмотрена параллель между управляющими эмоциями и «отравляющими» эмоциями в буддизме.
 
Ключевые слова: соционика, ТИМ, механизм управления, управляющие эмоции.


 http://socionicasys.ru/biblioteka/statji/ob-upravljajushchih-emocijah-i-modeli-tim


Обзор статьи. Потапов Максима Леонидович.

Школу системной соционики В. Ермака я бы назвал естественнонаучным мейнстримом или даже естественнонаучным оплотом соционического сообщества. Не делая каких-то сногсшибательных открытий и заумных теоретических построений, даже не слишком усердствуя в методологическом анализе, они прочно держатся тех негласных правил и воззрений, которые выработала мировая и, в частности, советская наука в годы своего расцвета. Работы этой школы порой попахивают консерватизмом, но, с другой стороны, в условиях современного информационного потопа, в соционике проявившегося очень ярко, даже драматично, именно такой якорь дает надежду нашему ковчегу не потерять связь с берегом реальности.

Вот и новая статья одного из ведущих экспертов ШСС Виктора Пятницкого, казалось бы, всего лишь в который уже раз напоминает нам об азах того, с чего начиналась соционика - о таких основах кибернетики, как управление и обратная связь. Ведь, по сути, именно из попыток Аушры Аугустинавичуте внести прикладную (в первую очередь - психологическую) семантику в современные ей кибернетические модели и родилась наша наука. Однако за более чем три десятка лет ее существования сколько раз был поставлен вопрос о том, что же именно является обратной связью в психике человека? Кто из социоников сформулировал, как именно "выглядит для нас" тот управляющий механизм, который позволяет психике оставаться целостной и развиваться как единая система? А ведь мировой науке давно известен этот ситуативный регулятор. И вот теперь Пятницкий и Эглит, от лица, видимо, всей школы системной соционики, набрались смелости и назвали его имя. Да, это эмоции.

 Почему же для того, чтобы признать общепринятый в других науках факт, в соционике требуется одновременно и здоровый консерватизм и научная смелость? Дело в том, что в соционической среде очень широко распространился, "вошел в плоть и кровь" каждого соционика введенный В. Гуленко термин "этика эмоций", обозначающий один из информационных аспектов. (Надо заметить, что у основоположников соционики семантика эмоций если где-то в "объяснениях на пальцах" и встречалась, то никак терминологически не проявлена. У Юнга этому аспекту соответствует "чувствование в экстравертированной установке", а у Аугустинавичуте - "экстравертная этика".) И вот теперь, когда трудами многих и многих интерпретаторов (в том числе и членов ШСС) "эмоции" стали информационным аспектом, более того, энергетическая (секреторно-двигательная) их семантика перенесена и на функцию этики в целом (тут с поспешным отождествлением отметилась и сама А.А.), назвать "эмоциями" механизм более высокого уровня в соционике стало просто невозможно (существует интуитивное методологическое правило "одно понятие - один термин", запрет полисемии в терминологии). Что же делать?

В. Пятницкий пишет: "И. Эглит было предложено выделить энергетические реакции функций (прилагаемое усилие) и отличать их от рабочей (реальной) информации по ЧЭ. [3] Энергетические реакции функций фактически являются управляющими эмоциями, так как в конечном счете все они являются «указанием» о направлении движения. Таким образом, следует быть внимательным и различать случаи проявления управляющих эмоций (говорящих нам о характере управления модели вообще) и обработку информации по аспекту ЧЭ." То есть, по существу, предлагается данный регуляторный механизм психики рассматривать как  подкласс "управляющие" класса "эмоции", причем всем остальным подклассам названия не нашлось, и они даже в приведенной цитате дважды названы не эмоциями, а "информацией по аспекту ЧЭ" (никаких других уточнений не дано и по остальному тексту статьи). На мой взгляд, здесь имеет место методологическая ошибка, которую не исправляет (хотя психологически несколько оправдывает) и апелляция к буддизму. Неудивительно, что даже выделив, казалось бы, не управляющие ("не отравляющие") эмоции, автор в финале статьи снова задается вопросом о тождестве эмоций и ситуативного регуляторного механизма психики. Это безусловное право автора, я лишь могу заметить, что во многих авторитетных трудах по психологии это тождество дается по определению.

Для большей ясности проиллюстрируем допущенную методологическую ошибку. Примерно такая же ситуация возникнет, если самодвижуще-гетеротрофными животными мы будем называть и рака, и щуку, но никого из зверей, а просто животными - только млекопитающих (что в быту, действительно, иногда встречается). Впрочем, помимо этой простой терминологической ошибки, здесь кроется и более глубокая. И я надеюсь, что именно ШСС будет тем ледоколом, который, сказав "А", скажет и "Б", и, переломив инерцию ранних поспешных отождествлений, признает, что в соционической функции суждения под названием этика - семантики эмоций (и энергии) просто нет (а есть, по моему глубокому убеждению, семантика коммуникации - но это тема для отдельной статьи), а эмоциям вернет их законное право ситуативного регуляторного механизма управления психикой как единым целым. И, таким образом, произведет маленькую революцию в соционике, одновременно сделав ее более приемлемой для консервативного истеблишмента других наук.
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Статья мне показалась сложной для понимания в отношении приложения к практике типирования. Возможно, что я что-то упустила из виду или неправильно поняла, поэтому  хочу задать вопросы.
 
Я поняла, что статья отчасти философская. В ней делается попытка обозначить "надсистему" для модели А. За аналогию взята идея отравляющих эмоций в буддизме. Жаль, что не рассмотрены идеи З.Фрейда, которые более близки и имеют прямое отношение к модели А, что отражено в названиях блоков и не только.

Насколько я помню, для Фрейда управление было связано с  психической энергией либидо и с инстинктами. В теории ассоциативной соционики не рассматривается вопрос управления. Но есть более общая модель - Ассоциативная, которую можно рассматривать как надсистему. Хотя  я и не стремилась рассматривать управление на более общем уровне. Просто для меня есть общий уровень - это уровень типа психической энергии - модель Бабочка (уровень групп), и более детальный -модель А.

В модели А управление осуществляет блок Эго по АТ ( ассоциативной теории). Это не я придумала- это взято из концепции З.Фрейда и так собственно в психологиии тоже рассматривают управление личностью. Если я ошибаюсь, поправьте. ))

 В теории ШАС мы видим, что управление исходит из маломерных блоков, а именно маломерных функций. Что это значит и можно ли так рассматривать?
 Может быть и можно. Но это управление, скорее малоосознанное- на уровне инстинктов. Здесь мы подходим к вопросу о мотивации вообще и плохо осознанной мотивации в частности. Было бы хорошо автору рассмотреть вопрос о механизмах мотивации с перспективы психологии прежде всего, а потом уже проводить параллели с буддизмом :)
 
   Далее, в статье не прозвучала четко и ясно цель - для чего нам нужно выделять управление? Поэтому осталось ощущение недосказнности и "недооформленности" концепции. Ясно же что не только с целью пофилосовствовать и провести  параллель с буддизмом. Я как и Потапов вижу, что статье не хватает некой логической определенности.

 
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
В статье  делается попытка на практике показать различие между явлениями и таким образом донести мысль о том, для чего и почему следует различать между управляющими эмоциями и информацией по аспекту этики эмоций.
 Если очень коротко, то как я поняла, когда человек выражает свое отношение по какому-либо из аспектов как притяжение и отталкивание, то это по теории ШАС предлагается рассматривать как управляющая эмоция.

А далее, не совем понятно в кком ключе использовать и интерпритировать эту информацию? В статье предлагается соотносить "не нравится" как отталкивание с нежеланием работать по функции Суперэго. Если человек, говорит, что ему не нравится работать по какой-то функции, значит, ....это Суперэго и маломерная функция?

 Именно вот этот вопрос практического применения новой концепции в статье прозвучал невнятно. Для чего нам нужно различать - первостепенный вопрос, как различать - второстепенный. Но и различать, как мне показалось по примерам, довольно непросто. :)
 
 Я описала свое субъективное понимание статьи. Возможно, что кто-то понял статью иначе и сможет ответить на мои вопросы - я буду рада. ))
« Last Edit: July 10, 2013, 11:32:04 AM by Ольга »
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/