• May 08, 2024, 06:11:38 PM
• Welcome, Guest. Please login or register.
News: Registration on the forum through the email only to olgatangemann@gmail.com The English edition of the book "Personality Type and Art" is available at Cambridge Scholars Publishing website. The German edition of the book "Personlichkeitstyp und Kunst" is available to buy on Amazon.de in paperback for 29.99 and online options for 9.99

Author Topic: Литвиненко И. Ю. СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  (Read 1444 times)

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Литвиненко И. Ю. iglit@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Детально рассмотрено соотношение между уровнями индивид и индивидуальность в субъекте психического отражения. Показано, что соционика как частная наука в человековедении располагается на уровне индивид, а ее практическое применение – на пересечении уровней индивид и индивидуальность. На этом основании делается вывод о том, что проблемы, относимые некоторыми авторами к области соционики, относятся на самом деле к области ее практического применения. Даются методологические рекомендации для выхода с типологического уровня на социальный.

Ключевые слова: соционика, общая и социальная психология, индивид, индивидуальность, интертипные отношения (ИО), реальные отношения.


До недавних пор в психологической научной среде складывалась довольно своеобразная ситуация, которую можно было бы сформулировать как кредо психологов в отношении соционики: «Невозможно ЛИЧНОСТЬ втиснуть в рамки какого-то типа!». Об этом говорено социониками достаточно много – разными авторами и в разное время [1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 19], однако мало кто из них предполагал, что такое же может постигнуть и значительную часть соционического сообщества.

В журналах №5 и №6 за 2003 год есть целый ряд статей, где в качестве проблем соционики заявлены проблемы психологов, не понимающих соционику как частную науку [13, 14, 20]. В этой связи как-то неудобно всерьез воспринимать рассуждения о соционике автора, декларирующего, что он «понимает соционику как часть психологии» [13]. Если следовать такому принципу, то в свою очередь психологию следует понимать как часть биологии.

В статье «Субъект психического отражения и деятельности: семантические поля» [10] мной было предложено видение такого целостного субъекта в виде иерархически вложенных уровней, соответствующих понятиям человек, личность, индивид, индивидуальность. Там, где на базе одного уровня зарождается для возвышения над ним следующий, возникает специфическое смысловое поле. Его содержание может трактоваться как своеобразное «пересечение смыслов», хотя такой взгляд и является плоским. Однако и он довольно продуктивен по сравнению с путаными текстовыми описаниями в русле гуманитарной парадигмы.

«Пересечение смыслов» – очень интересное явление, причем не только в изучении психического1. С одной стороны, существуют контексты, где понятия (вернее – термины для их обозначения) могут использоваться равноправно. Однако бывают и такие контексты, и при этом более часто, где без разграничения этих понятий наступает терминологическая путаница, а порой – и смысловая. Но для ученого-теоретика основной интерес представляет то, как именно из более фундаментального нарождается следующий уровень – а это как раз и происходит в поле «пересечения».

Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Так, в указанной статье [10] говорилось и о том, что в узком смысле каждому уровню в субъекте психического отражения соответствует «своя» частная наука для изучения: анатомия с физиологией; общая психология; соционика; социальная психология. Если говорить о первых двух уровнях, то здесь картина такова (рис. 1).

Нижний уровень соответствует понятию человек, следующий – личность. Здесь мы видим, что более общее – биосоциальность человека – иллюстрируется двумя полями (№1 и №3) нижнего уровня, а социальность личности – полем №2. Причем в поле №1 отражается исключительно биологическая сущность, а в №2 – исключительно социальная. Соответственно уровням говоритсяи о науках – биология (анатомия и физиология человека) на нижнем, общая психология – на следующем.

Здесь видны три смысловых поля, но в диалектике предполагается парность, поэтому даже в триадах всегда скрыты тетрады. Просто поле №3 имеет два контекста:

1) куда мы поднимаемся с фундамента (взгляд вперед и вверх);

2) откуда мы вышли наверх (взгляд назад и вниз).

В первом контексте биология констатирует, что виду Гомо Сапиенс в принципе свойственно быть социальным и иметь в случае социализации психику с ее высшей формой – сознанием. Во втором общая психология констатирует, что психические явления имеют материальные анатомо-физиологические основы.

Рис. 1. Два уровня и смысловые поля.


Если бы субъект психического отражения исчерпывался этими двумя уровнями, то указанный методологический прием и не был нужен – и так все в принципе ясно. Психологам, по крайней мере, даже при декларации ими диалектико-материалистической мировоззренческой базы этого не понадобилось.

Однако же уровней четыре, причем с ними не все так просто, как на первый взгляд.

Во-первых, как было показано в [10], понятия первых двух уровней (человек и личность) должны использоваться для общего явления, а следующих (индивид и индивидуальность) – для единичного.

Во-вторых, у спихологов вызывает дополнительное затруднение то, что в советской методологической традиции человековедения было представлено три уровня – биологический, психологический и социальный. Вся проблема заключалась в поиске адекватного места психологическому уровню.2

В-третьих, как раз из-за этого и возникла терминологическая путаница, в особенности – с личностью, ведь понятий предложено четыре, а уровней для них – три. И из-за этого личность до сих пор употребляется и для общего, и для единичного явления; а индивид – вообще, как неприкаянный, “не знает”, что ему обозначать.

Еще раз повторюсь, что психологам понятно, как соотносятся биология и психология, но соотнести по аналогии соционику и социальную психологию им труднее, так как не совсем понятно, что же такое соционика.

Все вышеизложенные рассуждения довольно-таки очевидны, а приведены они для того, чтобы по аналогии рассмотреть верхние уровни в субъекте психического отражения. Для этого можно воспользоваться тем же рис. 1 – нижний уровень теперь будет соответствовать типологическому (индивид), верхний – социальному (индивидуальность).

Поле №1 соответствует соционике как науке о типах информационного метаболизма; а поле №2 – социальной психологии как науке о неповторимости процесса социализации индивидуальности и уникальности его результата. 1 2 3

А теперь самое главное – о поле №3, которое в последнее время превращается в поле настоящей брани. К чести соционики следует признать, что в ней присутствует оба контекста:

1) от индивида к индивидуальности (экстравертная соционика);

2) от индивидуальности и социально-психологических законов к индивиду (интровертная соционика).

В то время как психологи находятся на совершенно невразумительной позиции: мало того, что они на поле №1 – ни ногой, так и на поле №3 они – лишь во втором контексте, да и то, с примесью общепсихологического, который здесь вообще не из той оперы.

Распутывать клубок такой, с позволения сказать, парадигмы, нет ни сил, ни надобности. Целесообразнее проследить системное соотношение указанных уровней и найти в нем простой и приемлемый конструктив.

Итак, соционика, занимая поле №1, как частная наука (и как общенаучная методология тоже) говорит «всего лишь» о том, что:

* существуют информационные аспекты;

* в любом процессе «участие» аспектов неравнозначно;

* иерархия этих аспектов описывается специфической структурой – моделью А;

* существует 16 вариантов модели А – типы информационного метаболизма (ТИМ);

* между ТИМами существует 14 видов интертипных отношений (ИО).

Все, что выходит за эти рамки, относится уже к полю №3, которое в общем характеризуется фразой «применение соционики к живым людям и реальным процессам». Для этого применения давно уже был предложен (В.В.Гуленко) термин социоанализ. Возможно, не самый удачный, хотя логика автора понятна – здесь усматривается аналогия с психоанализом Фрейда, которому социоанализ противопоставляется как наследие Юнговского порождения.

На этом поле соционикой утверждается, что:

* носителем ТИМа является индивид;

* ТИМ для индивида является единственным и врожденным;

* социальные группы, любые понятия и реальные процессы также могут рассматриваться как имеющие свой ТИМ (называемый зачастую интегральным);

* отношения между носителями ТИМов определяются во многом их интертипными отношениями.

Здесь у соционики также нет никаких теоретических проблем. Есть проблемы адекватности ее использования, которые упираются уже в практикующих специалистов, точнее – в их компетентность, профессионализм. Основные из них – это:

* правильность идентификации ТИМа;

* оптимальность рекомендаций по адекватности носителя его настоящим или предполагаемым функциям (должность, специальность предстоящей учебы или работы и т.д.);

* оптимальность рекомендаций по отношениям в группе, прогноз отношений, улучшение психологического микроклимата.

В первом контексте (от индивида – к индивидуальности) соционикой утверждается, что ТИМ носителей и их ИО являются основными факторами в их психологическом состоянии, самооценке, успешности деятельности и в их реальных отношениях. Теоретический переход от типологического к индивидуальному ищите у В.Д.Ермака: Модель А описывает структуру психики индивида, которая наполняется конкретным содержанием в процессе приобретения индивидуального жизненного опыта. И если кто до сих пор не разграничил у себя «в голове» [18] противоположность структура/наполнение, тот просто не нюхал настоящей соционики (а заодно – диамата и системного подхода) и махрово не уважает Владимира Давыдовича.

Итак, в состоянии исключительно первого контекста находятся соционики, пребывающие в особом периоде ее изучения – экзальтированные энтузиасты. Приходится констатировать, что соционики в спокойном состоянии – это те, которые еще не вошли в энтузиазм, или уже вышли из него [3].

Во втором контексте (вернее – в обоих контекстах) пребывают более опытные соционики. Они, благодаря своему опыту, начинают признавать, что не все так просто, как кажется исходя из первого контекста. Оказывается, приходится учитывать дополнительные факторы и решать мучительную задачу – какой фактор в данной ситуации перевешивает – соционический или социально-психологический.

Социальная психология, находящаяся в поле №2, снабжает нас некоторыми концептуальными положениями: при объединения людей в группу неизбежно проявляются так называемые социальнопсихологические законы (как новое системное качество). Они касаются:

* групповых ценностей и ценностно-ориентационного единства группы (на практике это – корпоративная культура, миссия фирмы, семейные традиции, массовидные явления и т.д.);

* проблемы соотношения социальных ролей и индивидуальных качеств;

* внутригрупповых и межгрупповых отношений;

* проблемы лидерства, руководства и управления.

Внушительным достижением соционики здесь является то, что названо (опять-таки В.В.Гуленко) интровертной соционикой (или релятивной – «отношенческой») [5] и исчерпывает второй контекст:

* носитель ТИМа в некоторых социальных условиях проявляется не в соответствии со своими типологическими качествами;

* реальные отношения в социальной группе между носителями ТИМов иногда зависят от социальнопсихологических факторов сильнее, чем от ИО.

«Нетипичные проявления» индивидуальности всегда были интересны практикующим соционикам – то ли как помеха «красивому» менеджменту, то ли как обогащение себя новой информацией для дальнейших успешных экспертиз. Понятно, что для таких проявлений нужна была и теоретическая база, которая строилась несколько хаотично и усилиями разных авторов. Ее основные варианты таковы:

* компонентный;

* целостный.

Первый из них утверждает, что в процессе приобретения индивидуального опыта, разные ФИМ носителя наполняются этим самым опытом неравномерно. В результате имеет смысл говорить об «усилении» каких-либо ФИМ по отношению к другим и ввести термин «акцентированные» ФИМ или даже целые блоки модели А [15]. И действительно, будь Вы хоть трижды этиком, – если уж занимаетесь наукой, то и ФИМ интуиции и логики должны будут нести у Вас повышенную нагрузку, тренироваться и повышать в результате свою «компетентность».

Во втором речь идет об индивидуальных проявлениях носителя по сценарию другого ТИМа. Здесь говорится об основном ТИМе, коммуникативной модели и ситуативных масках. В последнее время кристаллизуется мысль об иерархичной вложенности присущего индивидуальности «спектра ТИМов». Причем в печатных работах и высказываниях Г.А.Шульмана и Е.Литровника продвигается идея о присущности 16-ТИМного спектра (где каждый ТИМ-компонент выражен в разной степени) каждому из людей.

Вот в таком взгляде коренится методологический прием, который мог бы поспособствовать развитию соционической теории, а с другой стороны – дал бы новую и более удобоваримую пищу психологам, интересующимся соционикой, для практических нужд.

Прием этот должен заключаться в том, чтобы индивидуальность рассматривать как суперпозицию ТИМных черт. Для этого нужно вспомнить все, что говорилось С.В.Савченко (и вслед за ним – Е.А.Горенко) о так называемых «идеях ТИМа» [4], чтобы поставить в соответствие каждому ТИМу определенную черту (по его наиболее важному качеству).

Таким образом, встает реальная возможность сконструировать настоящий 16-факторный опросник – получше, чем у Кеттэла, и перестать наконец мусолить признаки Рейнина. В самом деле, какой практический смысл имеет то, что какие-то двое носят признак «интуитив» или «аристократ» – ведь редкий контекст предполагает равную успешность одинаковых рекомендаций таким разным интуитивам или аристократам.

Милые сердцу психологов признаки остаются в качестве инструмента познания психики, однако из туманных рейниновских они становятся такими выпуклыми, превращенными в «признаки» из хорошо известных ТИМных качеств. Такой подарок психологи, интересующиеся соционикой, могли бы уже давно сделать себе и сами, однако слабость владения методологией (не только соционической, а вообще) мешала этому.

Ориентировочный перечень ТИМных «черт» (не в последней инстанции – здесь вы можете понаслаждаться обсуждениями и спорами в своей среде – кто лучше знает «типов») предлагается в таблице 1. Единственное методологическое пожелание – диалектическая противоположность черт, соответствующих соционическим конфликтерам.

Но ценность такого подхода заключается не в самой картине выявленных черт. Одно из применений ТИМного спектра в индивидуальности, до которого нам, дай Бог, дорасти лет хотя бы через 10, предложил Е.Литровник [12], причем сам он, как видно, давно пользуется предложенным именно для практических нужд. Для более простого и приземленного применения самым главным является соотношение выявленной картины и ТИМа испытуемого. Что он наработал и как этим пользуется, что ему с этого и что окружающим с него – вот вопросы, ответы на которые лежат в плоскости индивидуального – социально-психологического.


Таблица 1.


№ ТИМ Качество

1 IL (ИЛЭ) новаторство

2 SE (СЭИ) чувствительность

3 ES (ЭСЭ) энтузиазм

4 LI (ЛИИ) рациональность

5 ET (ЭИЭ) экзальтированность

6 LF (ЛСИ) замкнутость

7 FL (СЛЭ) грубость

8 TE (ИЭИ) мечтательность

9 FR (СЭЭ) спонтанность

10 TP (ИЛИ) скептицизм

11 PT (ЛИЭ) напористость

12 RF (ЭСИ) консервативность

13 PS (ЛСЭ) реализм

14 RI (ЭИИ) плаксивость

15 IR (ИЭЭ) общительность

16 SP (СЛИ) сдержанность



Переходя к отношениям, следует отметить, что реальные отношения также могут быть представлены через суперпозицию ИО. Например, В.В.Гуленко говорил о характеристиках отношений между людьми в социально-психологическом смысле как похожих на ИО [5]. Например, если мужчина и женщина сближаются, то они разыгрывают ИО полного дополнения независимо от их настоящих ИО; руководство представлено ИО социального заказа и ревизии и т.д. Картина усложняется, если вспомнить, что некоторые ИО имеют существенную динамику развития (например, конфликт развивается от восхищения до неприятия).

Однако как ни крути, в реальных отношениях ИО никуда не деваются. И в соционической теории, слава Богу, есть четкий ответ на вопрос, когда же и при каких условиях они проявляются? Ответ этот таков (если кто не знает): на короткой психологической дистанции спустя какое-то время – например, год-полтора (для конфликтных). Или другое время, в зависимости от самих ИО: быстрее всего – СуперЭГО, ревизия, зеркальные, активация; дольше всего – погашение.

В некоторых реальных отношениях не прослеживаются тонкости, заключенные в ИО. В частности, ИО средней комфортности – деловые, родственные, мираж, полудуальность – могут протекать в бесконфликтном русле, не особо дифференцируясь.

И наоборот, в нашей практике известен случай, когда один из деловых партнеров – мужчина /* (ЛИЭ) проявлялся по отношении к женщине -* (ЭИЭ) как ревизор. Показательно, что и она чувствовала себя как подревизный…

Возможно также, что реальные отношения удобнее представлять не как суперпозицию каких-либо конкретных ИО, а как чередование ИО в разных ситуациях или условиях…

В качестве итога хочется сказать следующее. Ясно, что уровень индивидуальность весьма вариативен и многогранен, и носители одного ТИМа на этом уровне могут отличаться значительно. Индивидуальные проявления можно описывать на естественном языке с помощью множества черт. Однако делать это с помощью той же соционической методологии будет не только логичнее, но и эффективнее. При этом для идентификации ТИМа эксперт должен отрешиться от всего индивидуального, «наносного» в испытуемом; а при выдаче рекомендаций – наоборот, учесть все индивидуальные нюансы, которые все равно всплывали в процессе диагностики.

То же и с отношениями. Действительно, реальные отношения не так уж часто в точности соответствуют выявленным ИО. В жизни интровертной соционики больше, чем в теории3. И когда соционик пытается рассказать клиенту, какие у него отношения с окружением, клиент бывает не согласен. Но и в этом случае мы имеем дело не с проблемой соционики, а с проблемой ее применения. То есть, речь в таких случаях должна идти о прогнозе отношений, причем с оговоркой «вероятнее всего». И опять же, необходимо помнить о том, в каких условиях проявляются именно интертипные отношения.

Итак, выходить на уровень индивидуальность практикующему соционику приходится. И чтобы он не терялся в море характерологических конструктов, есть смысл опираться на соционические же теоретико-методологические основы. Тем более, что к настоящему времени у соционики почти уже нет внутренних проблем – они появляются исключительно при выходе на следующий уровень в субъекте психического отражения – индивидуальность – и реальные отношения.


Литература:

1. Букалов А.В. О различии соционики и типологии Майерс-Бриггс // Соционика, ментология и психология личности, №6, 2003. 2. Букалов А.В. Соционика - новый подход к пониманию человека и общества // Соционика, ментология и психология личности, №1, 1996.

3. Букалов А.В., Карпенко О.Б. Уровни соционического знания и понимания законов информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности, №5, 2002.

4. Горенко Е.А., Горенко О.А. Cоционика: новый космогонический миф // Соционика, ментология и психология личности, №2, 2001. 5. Гуленко В.В. Бинарные признаки интертипных отношений // Соционика, ментология и психология личности, №3, 1996. 6. Гуленко В.В. Соционика: между наукой и искусством // Соционика, ментология и психология личности, №1, 1997.

7. Ермак В.Д. Типоведение и соционика // Соционика, ментология и психология личности, №6, 1999.

8. Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения // Соционика, ментология и психология личности, №3, 1996.

9. Ермак В.Д. Современные основания соционики достаточно прочны // Соционика, ментология и психология личности, №4,1998.

10. Литвиненко И.Ю. Субъект психического отражения и активности: "семантические поля" // Соционика, ментология и психология личности, №6, 2001.

11. Литвиненко И.Ю. ТИМы и люди - разные системные уровни // Соционика, ментология и психология личности, №2, 2003.

12. Литровник Е.Л. О чем молчит ладонь // Соционика, ментология и психология личности, №6, 2003.

13. Лытов Д.А. Диалог с коллегами: на каких условиях? Ч.1: Соционика - типоведение Майерс-Бриггс // Соционика, ментология и психология личности, №5, 2003.

14. Лытов Д.А. Диалог с коллегами: на каких условиях? Ч.2: Соционика и психологи // Соционика, ментология и психология личности, №6, 2003.

15. Мегедь В.В. Совместимость типов // Соционика, ментология и психология личности, №3, 1996.

16. Перель Ю., Долгопольская И. К вопросу о подтипах в соционике // Соционика, ментология и психология личности, №6, 1997.

17. Прокофьева Т.Н. Школа соционики в Москве // Соционика, ментология и психология личности, №5, 2003.

18. Стовпюк М.Ф., Лытов Д.А. О смысловом содержании признаков Рейнина // Соционика, ментология и психология личности, №6, 2002.

19. Тихонов А.П. Соционика и типоведение - экстравертный и интровертный пути развития теории К.Г.Юнга // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998.

20. Шепетько Е.В. Проблемы соционики и социоников // Соционика, ментология и психология личности, №6, 2003.
 
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/