Добрый день! Хотелось бы поделится своими навыками о соответствии карт таро, а точнее 4
стихий и соционических функций. Опыта гадания практически никакого, поэтому только одна теория.
Сначала процитируем описания мастей, я буду использовать их из книги Галины Бедненко "Младшие Арканы Таро", вот:
Младшие карты – наиболее структурированная часть Таро, поэтому именно здесь, по нашему мнению, имеет смысл рассказать о магической атрибутации, или символических соответствиях. Это не будет пересказом мистических сочинений членов ордена Золотой Зари и их современных последователей: существует достаточно источников и литературы о каббалистических и астрологических соответствиях карт Таро, как осмысленных (в рамках магической или мистической работы), так и совершенно пустых и формальных. Мы возьмем из символических соответствий только то, что будет иметь значение для понимания структуры системы и ее смысла в психологической или социально-философской интерпретации.
Принципиальным будет первичное деление на два начала, мужское и женское. Мужскими стихиями считаются Огонь и Воздух, с которыми связаны масти Жезлов и Мечей. Женскими – Вода и Земля, соответствующие Чашам и Дискам (Пентаклям). При этом Огонь и Вода полагаются кардинальными, первичными стихиями, а Воздух и Земля – вторичными. Деление на два начала отражается не только в мастях всех младших карт, но и в степенях Придворных: Короли и Рыцари относятся к мужскому началу, а Королевы и Принцессы – к женскому. В традиции Уэйта, вразрез с принципами Золотой Зари, вместо Принцесс изображены Пажи, что нарушает равновесие системы, ослабляя эту степень. Следствием важности этих двух начал в Числовых картах будет то, что четные (женские) карты (2, 4, 6, 8, 10) будут более «естественными» в женских мастях, а нечетные (3, 5, 7, 9) – в мужских.
Вторичное деление – уже на четыре части – также будет значимо для Придворных карт. Четыре масти соответствуют четырем стихиям, с которыми, в свою очередь, соотносятся и четыре степени. Так каждая карта этой части будет объединять в себе два стихийных начала в соответствии со своей мастью и со своей степенью. Жезлы дают стихию Огня, Чаши – Воды, Мечи – Воздуха, а Диски (Пентакли) – Земли. Пажи (Принцессы) соответствуют стихии Земли, Рыцари – Воздуха, Королевы – Воды, Короли – Огня.
Следовательно, Паж (Принцесса) Дисков будет представлен в стихийном выражении Землей Земли, Рыцарь Дисков – Воздухом Земли, Королева Дисков – Водой Земли, Король Дисков – Огнем Земли. Паж Мечей – Землей Воздуха, Рыцарь Мечей – Воздухом Воздуха, Королева Мечей – Водой Воздуха, Король Мечей – Огнем Воздуха. Паж Чаш – Землей Воды, Рыцарь Чаш – Воздухом Воды, Королева Чаш – Водой Воды, Король Чаш – Огнем Воды. Паж Жезлов – Землей Огня, Рыцарь Жезлов – Воздухом Огня, Королева Жезлов – Водой Огня, Король Жезлов – Огнем Огня.
Здесь также можно учесть дружественность, враждебность или нейтральность стихий между собой: Огонь враждует с Водой, дружествен с Воздухом и нейтрален к Земле. Вода враждует с Огнем, дружественна к Земле и нейтральна к Воздуху. Воздух дружествен с Огнем, нейтрален к Воде и враждует с Землей. Земля дружественна с Водой, враждует с Воздухом и нейтральна к Огню.И далее..
Придворные и Числовые карты Таро соотносятся с четырьмя мастями. Это Жезлы, Чаши, Мечи и Диски.[3] Жезлы соответствуют стихии Огня, Чаши – стихии Воды, Мечи – стихии Воздуха, Диски – стихии Земли.
Жезлы
Огненный принцип соответствует мотивационному импульсу, стимулу, желанию. Он выражается в экспансии, проявлении своей воли и в сопротивлении давлению внешней среды. Это часто яркость, выразительность демонстрации, кроме того, центрированность на своих желаниях (это наиболее заметно в Придворных картах).
Эта масть имеет отношение к общественным процессам и групповой динамике. Мир из масти Жезлов воспринимается как стимульный материал: объект желания, соперничающий субъект или временно подавляющая окружающая среда.
В старое время эта масть соотносилась с благородным сословием, в настоящее время ею хорошо описывается социальная жизнь и существование публичного человека.
По близким принципам этой масти будут родственны арканы «Колесница» и «Сила»: как экспансия и сопротивляемость среде, «Шут» – как оптимистичная открытость разнообразию мира, «Маг» – как проявление своей воли и демонстративность, а также «Солнце» – как центрированность на себе самом.
Чаши
Водный принцип масти здесь соответствует эмоциям и чувствам, как более длительным, постоянным или глубоким переживаниям. Это интуитивно-чувственное восприятие мира через свои переживания и ощущения. Чаши часто имеют отношение к любовным, романтическим отношениям, но кроме того – к дружеским, эмоционально-близким связям, к творчеству и фантазиям. Мир, воспринимаемый через Чаши, далек от реальности, это приятные или, наоборот, пугающие фантазии, полные переживаний. Эта масть издавна показывала мировосприятие лиц духовного звания или женщин, а нынче – творческих людей и праздных домохозяек.
Родственными по свойствам Чаш будут Старшие арканы «Умеренность» как сугубо интровертные переживания, «Луна» как блуждание в бессознательном и «Дьявол» как ловушка иллюзий. Отчасти ей будут близки феминные начала «Жрицы» как интуитивного восприятия мира (она может проживаться близко к Чашам, но и к Мечам) и «Императрицы» в ее частной, принимающей, сопереживающей ипостаси.
Мечи
Принцип стихии Воздуха в данном случае выражается как интеллектуальное начало, когнитивное развитие, сознание и осознание. Также это правила, инструкции и порядок. В результате масть становится отражением самого мировоззрения, представлений человека о мире, существующих по определенным правилам и в соответствии с некоторым, ему понятным порядком. В былые времена она соотносилась с рыцарским сословием, в настоящее время это также обычная масть военных, остальных «людей в форме», принадлежащих функциональным субкультурам, а кроме того – юристов и принципиальных чиновников (коррумпированные будут относиться уже к Дискам, потому чаще в них встречается сочетание этих двух мастей).
Близкими по свойствам масти Мечей будут Старшие арканы «Справедливость», в котором есть функции как оценки, так и вердикта, определения. Отчасти ей будут родственны маскулинные или патриархатные «Император» и «Иерофант», как определенные суммы указаний и упорядоченные системы, а также «Отшельник» как поиск внутренних правил. Может показаться удивительным, но этой масти близка и «Звезда», с ее идеализмом и принципами.
Диски
Принцип стихии Земли здесь отражается как нахождение, переработка, трата или накопление ресурсов. Это единственная масть, которая может быть соотнесена с непосредственным, эмпирическим опытом и безусловной реальностью. Ее положения невозможно мотивировать по-другому (как в Жезлах) или переоценить (как в Чашах или Мечах). Она есть данность, сугубо материальная и бесчувственная к идеям и отношениям.
Характерным отношением к жизни, переданным через масть Дисков, будет сугубо земной, реалистичный и практический взгляд на жизнь. Не случайно эта масть при старом порядке соотносилась с крестьянским сословием.
Родственными по свойствам этой масти будут следующие карты Старших арканов: «Императрица» в ее генеративной, земной ипостаси, «Смерть» с ее окончательной данностью финала и «Башня» с ее определенностью.[4]
Тут следует заметить, что, хотя Жезлы и Мечи являются мужскими стихиями, а Чаши и Диски – женскими, мы не можем приравнять их к экстравертному (ориентированному на внешние объекты) и интровертному (ориентированному на внутренний смысл) восприятию. Точнее, если масти кардинальных стихий – Жезлы и Чаши могут быть восприняты как экстравертная и интровертная позиция соответственно, то Мечи и Диски могут быть как экстравертными, так и интровертными.
Далее в книге идет связь с функциями К.-Г. Юнга с которыми я не совсем согласен, жезлы ассоциированы с чувствами, чаши - с интуицией, мечи с мышлением, а диски - с ощущением.
Впрочем это не так уж и важно, т.к. в рамках одних только функций К.-Г. Юнга ассоциировать масти Таро малореально.
Чего не скажешь о соционике...
Итак, я встречал самые разные разбивки, главным образом по связям отдельных карт с ТИМ-ами, что на мой взгляд не совсем правильно т.к. тогда "сыпется" уже внутренняя разбивка таро - например пажи УЖЕ ассоциируются с детьми, а дамы - с женщинами. Рыцари и короли также обладают своей внутренней схемой разбивки, как уже можно было прочитать, рыцари - это уже черты мечей, а короли - жезлов, еще безотносительно масти.
Итак как я разбивал, по порядку сверху вниз:
Жезлы
Огненный принцип соответствует мотивационному импульсу, стимулу, желанию. Он выражается в экспансии, проявлении своей воли и в сопротивлении давлению внешней среды. Это часто яркость, выразительность демонстрации, кроме того, центрированность на своих желаниях (это наиболее заметно в Придворных картах).
Видно, что сюда прежде всего можно отнести соционическую сенсорику, причем только черную. Также, вторая часть говорит нам, так или иначе о черной этике, итак:
Жезлы это ЧС+ЧЭ.
Жезлы - это чисто экстравертная масть, в чем есть свой недостаток, об этом чуть ниже.
Чаши
Водный принцип масти здесь соответствует эмоциям и чувствам, как более длительным, постоянным или глубоким переживаниям. Это интуитивно-чувственное восприятие мира через свои переживания и ощущения. Чаши часто имеют отношение к любовным, романтическим отношениям, но кроме того – к дружеским, эмоционально-близким связям, к творчеству и фантазиям. Мир, воспринимаемый через Чаши, далек от реальности, это приятные или, наоборот, пугающие фантазии, полные переживаний. Эта масть издавна показывала мировосприятие лиц духовного звания или женщин, а нынче – творческих людей и праздных домохозяек.
Похоже одновременно и на Белую Этику БЭ и на Белую Интуицию БИ.
Это также неуравновешенная как и жезлы масть - теперь уже чисто интровертная, поэтому одновременно каждому типу может принадлежать только часть функций масти. Целиком - только с подтипами.
Из моей практики практически 100% корреляция с астрологическими стихиями, ну по крайней мере у меня точно так.
Итак:
Чаши - БЭ+БИ.
Далее..
Мечи
Принцип стихии Воздуха в данном случае выражается как интеллектуальное начало, когнитивное развитие, сознание и осознание. Также это правила, инструкции и порядок. В результате масть становится отражением самого мировоззрения, представлений человека о мире, существующих по определенным правилам и в соответствии с некоторым, ему понятным порядком.
Тут у меня небольшое расхождение.. я сюда отношу только БЛ, а ЧЛ у меня - диски, вместо ЧЛ у меня тут - ЧИ.
Итак:
Мечи - это ЧИ+БЛ.
Диски
Принцип стихии Земли здесь отражается как нахождение, переработка, трата или накопление ресурсов. Это единственная масть, которая может быть соотнесена с непосредственным, эмпирическим опытом и безусловной реальностью. Ее положения невозможно мотивировать по-другому (как в Жезлах) или переоценить (как в Чашах или Мечах). Она есть данность, сугубо материальная и бесчувственная к идеям и отношениям.
Диски - практичное отношение к жизни, а что более всего характерно для именно ЧЛ и БС.
Итак:
Диски это БС+ЧЛ.
Как определяется тип? Принадлежность его к стихии определяется главным образом по первой его функции, но не всегда, т.к. часть мастей у нас имеет ярко выраженную "вертность" часть стихий у нас как бы стала неуравновешенной - часть, это Мечи и Диски, могут быть "полной", т.е. по две его функции, а часть - "половинчатой" - а это жезлы и Чаши, поэтому они автоматически становятся как бы более сильные..
Скажем ЛСИ "Максим" с БЛ на первом плане может быть отнесен как к "Мечам", то есть БЛ, или к жезлам - ЧС, но лучше все-таки делать выводы по первой функции...
..Тогда соционические Квадры уже начнут носить черты определенных стихий - Мечи/воздуха - Альфа, Огня/Жезлов - Бета, Воды/Чаш - Гамма и Земля/Диски - Дельта. как это получается? А вот как. В Альфе появляется ДВА представителя мечей - "ЛИИ" и "ИЛЭ" и нет представителя Чаш, в Бете - ДВА представителя жезлов - ЭИЭ и СЛЭ, и нет представителя земли, в Гамме - два представителя Чаш - "Бальзак" ИЛИ и ЭСИ "Драйзер" и нет мечей, а в дельте две "земли" "Штирлиц" и "Габен" и нет представителя "жезлов".
Вот так вот интересно выходит...
Если раскладывать как угодно по другому - то либо же все "масти"/стихии будут уже распределяться равномерно, либо же какой-то масти вовсе нигде не будет наблюдаться.