Психическая энэргия и формы сознания.
По аналогии с соционической теорией модель связывает суждение с рациональностью и сознанием, а восприятие – с иррациональностью и бессознательным. Согласно модели сознательные функции берут начало или порождаются бессознательными функциями. Можно также предположить, что сознательные функции уходят из сознания в подсознание и заканчивают свой путь в бессознательном как в банке хранения информации, где она трансформируется и по мере необходимости поступает обратно в сознание уже в новом качестве.
Наряду с понятиями коллективного и индивидульного бессознательного предложенными Юнгом (7) вводятся понятия коллективного и индивидуального сознания, которые являются взаимодополняющими формами сознания.
Изменения в сознании можно рассматривать на двух уровнях: настояшего момента и длительного процесса. Механизмы изменения сознания на двух уровнях, вероятно, одни и те же, различие прослеживается в результатах этих процессов. Изменения сознания в определенный момент может не оставить глубокого следа и носить временный характер. Повторяемость процессов с другой стороны может привести к более стабильным переменам в сознании как позитивным так и негативным.
Коллективное сознание (КС) представлет собой коллективное знание, опыт поколений сохранившийся в книгах, традициях, культуре, законодательстве и т.д. Как известно КС находится в процессе постоянного обновления.
Коллективное бессознательное (КБ) является наследством от предыдущих поколений, которые оставили след в нашей психике ввиде образов и представлений, которые являются общими для всего человечества (7).
Индивидуальное сознание (ИС) относится к осознанию себя в качестве субъекта, отдельного от объектов окружающего пространства. Что влечет за собой осознание индивидуального потока сознания и восприятие себя как разумного существа, способного отражать окружающую действительность в символах, ментальных и чувственных образах.
Индивидуальное бессознательное (ИБ) соответствует сохранению индивидуального опыта познания мира в качестве ощущений, вдохновений, открытий, образов, переживаний, которые были забыты, вытеснены сознанием или не имели достаточной силы достичь сознания и посему остались воспринятыми, но не ососзнанными (7).