• November 21, 2024, 06:05:21 PM
• Welcome, Guest. Please login or register.
News: Registration on the forum through the email only to olgatangemann@gmail.com The English edition of the book "Personality Type and Art" is available at Cambridge Scholars Publishing website. The German edition of the book "Personlichkeitstyp und Kunst" is available to buy on Amazon.de in paperback for 29.99 and online options for 9.99

Author Topic: Шлепаков Д. В. Место соционики в системе наук  (Read 2985 times)

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Место соционики в системе наук
 
Истоки

Как и все новые науки соционика родилась на стыке уже сложившихся научных дисциплин: психологии, социологии, информатики. Из этих наук, а также ряда других пограничных наук о человеке, критически переосмыслив их, соционика заимствовала накопленные знания, основную терминологию, методы исследования.

  Соционика открыла структуру обработки информации человеком. В рамках соционики развиты модели психики, позволяющие достаточно детально описывать особенности восприятия мира, мышления и поведения человека как определенного психоинформационного типа. В рамках соционики существует типология, являющаяся развитием типологии К.Г.Юнга. Частью соционики является теория интертипных человеческих отношений, которая позволяет достаточно эффективно прогнозировать особенности взаимодействий и отношений между двумя людьми (в браке, дружбе, производственной и иной деятельности) при условии корректного определения их соционического типа. Это обстоятельство позволяет эффективно использовать методы соционики при формировании различного рода коллективов.
  Другим ответвлением от типологии Юнга является типология Майерс-Бриггс. Терминологически обе типологии эквивалентны в рамках определений типов. Следует отметить, что в типологии Майерс-Бриггс  отсутствует система интертипных отношений.

Часть или целое?

Чтобы понять, является ли соционика частью какой-то науки или независимой и целостной дисциплиной, проведем сравнительный анализ смежных научных дисциплин, чтобы понять, в чем отличие соционики от ее прародителей. Все научные дисциплины характеризуются следующим набором сущностей: предмет изучения, функции дисциплины, объект изучения, методы изучения объекта.

Предмет  Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, область знаний о внутреннем мире человека.
Социология  - наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития,социальных институтах, отношениях и общностях
Информатика  наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений
Соционика - наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е.  каким образом люди воспринимают, перерабатывают и делятся информацией

Функции  Психология : познавательная, прикладная, социального контроля, прогностическая
Социология: познавательная, прикладная, социального контроля, прогностическая
Информатика: прикладная, социального контроля
Соционика: познавательная, прикладная, социального контроля, прогностическая

Объекты  Объект психологии - закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека.
Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части.
Объект информатики – процессы, описывающие деятельность группы людей с целью обмена информацией и технологии для поддержки этих процессов.
Объект соционики – индивидуумы  и группы людей в процессе обмена информацией, характер отношений между ними, их цености, цели и задачи, сильные и слабые стороны.

Методы  Психология: интроспекция, психоанализ, наблюдения и эксперимент
Социология: диалектический, системный, структурно-функциональный, нормативный, сравнительный, исторический, опрос, наблюдение, анализ документов
Информатика: моделирование
Соционика: умозрительный, концептуальный, экспериментальный
По формальным признакам соционику мы можем классифицировать, если не как сформировавшуюся науку, то, по крайней мере, как сильное междисциплинарное научное направление, которое в недалеком будущем способно выделиться в самостоятельную науку.

От ненависти до любви и обратно

Интересно, что даже среди социоников нет единого мнения, является ли соционика наукой. Авторитетные психологи предпочитают не высказывать своего мнения. Тому может быть ряд причин:
1)нежелание высказываться о несерьезной деятельности, если соционика окажется таковой,
2)боязнь сильной конкуренции, если соционика достигнет научного прорыва,
3)отсутствие устойчивого мнения в среде самих социоников.

Проанализировав весь спектр публикаций за последние годы, автору удалось классифицировать 3 доминирующие точки зрения.
Соционика – это псевдо, квази, пара наука, или просто развлечение.

Волков: «Теория о главной и решающей роли верований человека в его эмоциональных и поведенческих неурядицах,  фундаментальных принципов социальной психологии, рост когнитивного направления в науках о человеке, концепция эволюционной эпистемологии, открытые в последние годы психологами  являются ведущей формой эволюции человека. Что, как ни странно, одной довольно значительно частью практикующего психологического сообщества игнорируются, а другой, еще более многочисленной, эксплуатируются исключительно в виде псевдонаучных или полуоккультных мифологических методик (вроде НЛП, «позитивного мышления», соционики и т. п. или совсем фантастических конструкций в духе фильма «Секрет», внушающего, что мысль человека чуть ли не управляет Вселенной),  т.е. используются в особо извращенной форме».
Автору, как человеку любопытному и в то же время бережно относящемуся к печатному слову, хотелось бы разобраться по сути, в чем сходство соционики с мифологией и что за извращенная форма, в которой соционика эксплуатирует эволюционную эпистемологию, к примеру, а не прочитать декларацию с навешиванием ярлыков. 

Даниленко: «Так тянет или не тянет соционика на научный статус? На художественный - бесспорно, а с научным - у неё еще все впереди. Одно в ней плохо: как настаивал Михаил Михайлович Бахтин, человек не вмещается в навешиваемый на него ярлык. А ещё раньше Лев Николаевич Толстой писал о таком общетипологическом качестве человека, как текучесть. Оно состоит в его переменчивости: сегодня он администратор, а завтра - исполнитель;  сейчас он предприниматель, а через две минуты - критик или лирик».

По мнению автора, господин Даниленко как филолог по призванию и профессии, подобно Льву Николаевичу Толстому обладает некой текучестью, особенно в формулировках своих мыслей. Так выходит, что самым авторитетным в соционике явился филолог же Бахтин, ссылки на которого Даниленко даже не счел необходимым привести. Невольно вспоминается аналогия из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Три великих слепых: Гомер, Мильтон и Паниковский».

Соционика – это наука

Гуленко: «Соционика является фундаментальной наукой,  поэтому  прямое  ее употребление  затруднительно.  Для этого она должна обрести более прикладной характер,  воплотившись в целую серию методик и социальных технологий,  ориентированных на решение назревших задач социума».

Сказано настолько сильно, что есть сильный соблазн принять этот постулат за абсолютную истину. Но и настолько же обтекаемо и бездоказательно, что автор склонен считать соционику наукой тогда и только тогда когда ее популяризацией занимаются люди, достигшие в этом высот искусства.

Мегедь: «Соционика – новое направление, вобравшее в себя методы социальной психологии, аналитической психологии и психоанализа. Главное отличие соционики от её первоисточников – типологии личности, психологии и социологии заключается в том, что она обладает уникальным и точным измерительным инструментом, называемым информационной моделью личности, которая позволяет моделировать характерные особенности, определять сильные и слабые качества людей, а также моделировать и прогнозировать их взаимоотношения на личностном уровне, коллективном и даже на уровне взаимодействия этносов и государств, имеющих определённые интегральные социомодели».

Точность и уникальность снова постулируются, а применение соционики экстраполируется на группы и даже этносы. Звучит красиво, но вряд ли доказывает научность соционики.

Соционика – еще не наука, но..

Павлов: «Во-первых, максимально полным соответствием метадигмальным критериям могут похвастаться лишь естественные науки, тогда как уже, например, для психологии оно уже значительно хуже. Здесь, с моей точки зрения, важен некоторый минимум, достигнув которого дисциплина начинает признаваться наукой обществом. Во-вторых, методологические регулятивы прекрасно работают лишь для зрелых отраслей научного знания, тогда как соционику к таковым отнести еще нельзя.
Также, по мнению автора, наиболее перспективным для развития соционики является научный путь. Для этого должны быть достигнуто более полное соответствие метадигмальным критериям и методологическим регулятивам, которое реализуется в текущей ситуации лишь путем некоторого самоограничения».

В целом, автор согласен с мнением Павлова, но большое количество обобщений заставляют читателя задуматься о применимости подхода к данной конкретной науке.

Чурюмов: «Сейчас соционика существует в 4-х разновидностях, как то:
1.технологические схемы работы с клиентом на основе соционических идей Аушры ,
2.игра для взрослых и детей в «кто-как-называется-и-кто-к-кому-как- относится»,
3.соционический стёб, с безответственным и часто вульгарным использованием соционических понятий и терминов
4.как зародыш возможной науки.
Конечно, познавательная ценность соционики высока сама по себе, но, к сожалению, её дикое развитие на протяжении, по крайней мере, 20 лет, привело к накоплению большого количества дефектов, полностью игнорируемых её адептами».

Автор разделяет опасения Чурюмова по поводу избыточной популяризации соционики в виде «Соционика для «чайников»» и дифференциации социологических воззрений. Однако такая ситуация вполне объяснима для дисциплины находящейся в зародыше. После непродолжительных колебаний автор отнес этот тезис в третью группу, хотя пункты 2 и 3 вроде бы указывали на иную позицию Чурюмова. Но здесь, очевидно, автор тезиса лукавит.

Букалов:
«Таким образом, соционика - это интердисциплинарная наука: являясь разделом психологии личности, соционика охватывает и вопросы социальной психологии, предлагая научные объективные методы нахождения причин противоречий в семье, коллективе или обществе, и методы разрешения этих противоречий».

Автор согласен с определением соционики как междисциплинарной науки.
 
Лытовы: «На наш взгляд, вопрос о научности того или иного знания – это не вопрос о статусе, а вопрос о целях. Если ставится задача предсказывать события, научный метод необходим, если же просто хочется пофилософствовать «на тему» – и вправду, дешевле обойтись общими представлениями.
Как нетрудно заметить, в подавляющем большинстве соционические исследования ограничиваются кольцом «обыденного познания». Вряд ли это говорит о ненаучности соционики, но это со всей очевидностью говорит, что соционика пока ещё не переросла "детский" этап, на котором господствует концептуально-умозрительный подход. Действительно, из своих наблюдений реальности К.Г.Юнг сформулировал гипотезу о существовании психологических типов. На основе этой гипотезы, своих наблюдений реальности и здравого смысла А.Аугустинавичюте с единомышленниками сформулировала соционическую теорию интертипных отношений. Однако прогнозы этой теории всё ещё допускают слишком широкое толкование, что приводит к противоречиям между мнениями различных экспертов».

Пожалуй, одни из наиболее точных формулировок. По мнению автора именно Лытовы в полной мере и достаточно объективно оценили взаимоотношения соционики с другими науками и этап, на котором сейчас находится соционика.

Выводы

Соционика, получившая развитие на основе психологической науки, на данном этапе развития может считаться особым направлением своей прародительницы, ее прикладным ответвлением. Однако, есть ряд факторов, говорящих о междисциплинарности  соционики: нет четкого разделения между соционикой и другими науками, проблема «раннего развития», как то - несовершенство теоретического аппарата, малая история и фрагментарность  исследований, терминологическая путаница.
Как и любой новой науке соционике предстоит проделать еще достаточно длинный путь, прежде чем она с уверенностью сможет заявить о себе, как самостоятельной науке. Но в отличие от своих предшественниц, соционика достигла успехов уже на ранней стадии развития и, несмотря на «детские болезни» популярность соционики с каждым годом растет. И, возможно, лет через 10-20 без соционики трудно будет представить систему научных знаний.

Литература
1.Лытова М.Ф., Лытов Д.А., О перспективах соционики как науки, «Соционика, ментология и психология личности», 2005, № 5.
2.Павлов Д. О. Соционика и современная метадигма науки, 2005.
3.Гуленко В.В. Соционика: между наукой и искусством – Киев, 1996? // СМиПЛ, 1997, № 1.
4.Мегедь В. В. Отличие методов соционики от психологии // СМиПЛ. - 2002. – N10
5.Чурюмов С.И. Чего не хватает соционике, чтобы стать наукой?
6.Букалов: "Соционика - новый подход к понимаю человека и общества"  1996
7.Волков Е. Н. Воздействие психолога: принципы выбора мировоззренческой позиции и профессионального поведения // Практическая психология в междисциплинарном аспекте: проблемы и перспективы. Материалы Первой Международной научно-практической конференции,  2008, Днепропетровск.
8.В.П.Даниленко. Инволюция в науке: психологические квазинауки
 
« Last Edit: June 19, 2013, 08:57:04 AM by Ольга »
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Отзыв: Балашова Т.Б.
« Reply #1 on: June 19, 2013, 08:00:05 AM »
Отзыв Балашовой Татьяны Борисовны

"В первую очередь, необходимо отметить важность и актуальность поднятой автором темы. Особенно символично, что она вышла в самом первом выпуске Журнала «Соционика», обозначая, таким образом, один из путей, который предстоит пройти, чтобы соционика стала полноправной частью системы наук.
   Однако, к сожалению, статья «сырая», ее необходимо было бы существенно переработать. В статье не используется научный метод познания, рассуждения построены не на принципах логического доказательства. Статья содержит много заимствованных определений и описаний, которые, с одной стороны, читатель может почерпнуть из общедоступных, не специальных источников, а, с другой стороны, если они приведены в авторской статье, эти описания требуют подробного авторского анализа, которого в статье нет. Статья отражает личное впечатление автора, не подкрепленное объективными доказательствами. Статья, озаглавленная «Место соционики в системе наук» не отвечает на поставленный вопрос.
   Автор в основной части статьи совершенно справедливо затрагивает вопрос, является ли соционика наукой в принципе и подчеркивает, что в этом вопросе у специалистов единства нет. Более того, он сам высказывает сомнение, можно ли на данном этапе считать соционику наукой. Таким образом, чтобы раскрыть тему, обозначенную в заголовке статьи, сначала необходимо привести критерии научности знания (верификации, фальсификации, рациональности) и доказать, что соционическое знание этим критериям отвечает. Очевидно, что на нынешнем этапе развития соционики это невозможно, что автор в своей работе признает. Следовательно, постановка проблемы статьи (обозначенная в ее заглавии) является ошибочной.

   В частности, хотелось бы отметить следующие недостатки и недоработки:
- необходимо обратить внимание на приведенное описание методов наук. Оно, к сожалению, неполное и неточное.
- в научной статье недопустима аргументация, апеллирующая к личности оппонента, а не основанная на сути дискуссии.
- автор допускает искажения в интерпретации приведенных цитат. Так, автор приводит цитату Лытовых, из которой делает вывод: «Лытовы в полной мере и достаточно объективно оценили взаимоотношения соционики с другими науками», однако в приведенной цитате речи о месте соционики в системе наук нет вовсе.
- выводы не основаны на тексте работы, они – независимая часть статьи. Необходимо пояснить, как автор пришел именно к этим выводам, почему он в результате принимает истинным именно это представление.
- необходимо пояснить, что именно автор понимает под «разделением между соционикой и другими науками», поскольку невозможно представить науку, полностью обособленную от других наук, не связанную с какой-либо другой наукой предметными и методическими связями.
- утверждение «популярность соционики с каждым годом растет» не подкреплено ссылками на фактические данные.

   В целом еще раз хотелось бы подчеркнуть, что после переработки из данной работы могла бы получиться острая, проблемная статья, которая, возможно, лишь поставила бы вопросы, на которые соционике и соционикам еще предстоит найти ответ".
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/