Socionics4you.com

Общая соционика - Socionics for all => Теория => Topic started by: Ольга on March 04, 2014, 01:09:42 PM

Title: Литвиненко И. Ю. "Психические состояния в соционике
Post by: Ольга on March 04, 2014, 01:09:42 PM
Статья "Психические состояния в соционике: те же грабли, но только вид сбоку". 2004, №4


Предложен способ рассмотрения состояний психики с использованием соционической методологии. В отличие от психических состояний, сводимых только к эмоциям и чувствам, соционический подход позволяет расширить их спектр и требует нового названия для них – “информационно-психологические состояния”. Критикуется подход В.В.Гуленко к состояниям как к одноаспектным. Вместо этого состояния рассматриваются через пары аспектов, обрабатывающихся в моделях А ТИМов гомомерными ФИМ. В этой связи состояния разделяются на экстравертированные, соответствующие черным аспектам, и интровертированные, соответствующие белым, согласно подходу М.М.Калмана. Рассматриваются различия в состояниях, соответствующих разным уровням, образованным парами гомомерных ФИМ. Расшифрованы состояния для каждой пары аспектов с учетом перестановок.
Ключевые слова: соционика, психология, аспекты ИП, состояния, гомомерные ФИМ, информационно-энергетический уровень.

Еще несколько лет назад в среде приверженцев соционики бытовало мнение, что она в объяснении психической жизни человека не претендует на ту часть, где речь идет о психических состояниях, и что это – прерогатива психологии. В то время также шли, в частности, дискуссии вокруг “оригинального прочтения” модели А, выдвинутого М.Калманом [3]. В этом варианте модели горизонтальные пары образуют функции информационного метаболизма (ФИМ) одинаковой мерности, которые им были названы “блоками” модели в отличие от установившихся классических.
Оппоненты делали основной упор на том, что пары гомомерных ФИМ не являются блоками модели А в узком смысле. Для устранения формального противоречия в этих спорах мной и была написана статья, в которой эти пары предложено называть информационно-энергетическими уровнями, а предложенное М.Калманом прочтение модели А – уровневой моделью. Статья называлась “Уровневая соционика состояний” [3], и это название затрагивало также и то, что ускользало тогда от оппонентов М.Калмана. А именно – два методологических положения, незаменимых для построения соционики:
1) смысл аспектов информационного потока (ИП) целесообразно на определенном этапе рассматривать в паре (блоке или уровне), так как второй аспект уточняет первый в одну из противоположных сторон, например, интуиция может быть логической или этической и т.д.;
2) пара гомомерных ФИМ в ТИМе соответствует одному из четырех (по количеству векторов мерности) состояний носителя ТИМа.
К сожалению, М.Калман не публиковал в соционической печати своих докладов на конференциях и семинарах, но эти идеи знакомы основной массе киевских социоников. К тому же, ни на семинарах, ни в кулуарах конференций, ни тем более в публикациях эти положения не были опровергнуты, и в настоящее время первое из них принято в связи со “знаками” ФИМ (+ или -).
А что же второе?
Интерес к психическим состояниям растет, и в №3 (2001г.) журнала “Соционика, ментология и психология личности” опубликована огромная статья В.Гуленко на эту тему: “Выразительные возможности психических состояний” [2]. Из 7 литературных ссылок – одна соционическая (Аушра Аугустинавичюте), большинство – зарубежные. Ссылок на опыт и достижения коллеги, проработавшего проблему в теории и на практике – нет. Неизвестно, это по неведению или сознательное отвержение? Первого не может быть (см. выше), а во втором случае по научной этике полагается аргументировано возразить, предварительно очертив то, с чем не согласен. Иначе можно в лучшем случае “изобрести велосипед”, в худшем – “наступить на те же грабли”. Поэтому естественно, что многие места указанной статьи заслуживают критики, но здесь речь пойдет не об этом.
Основные методологические промахи в ней связаны как раз с неиспользованием означенных выше двух положений:
1) состояния поставлены в соответствие одному аспекту, а не их паре;
2) состояния не связываются с функционированием модели А, и, следовательно, мерностью ФИМ.
“Уровни” в указанной статье – интеллектуальный, социальный, психологический, физический – вводятся неявно и безо всякой связи с блоками ЭГО, СуперЭГО, СуперИД, Ид. Сами же состояния описываются исходя из представлений ее автора о поведении реальных носителей ТИМов с первой ФИМ, соответствующей, по его мнению, аспекту определенного состояния. Естественно, картина получается несколько искаженной.
Например, “психологический уровень состояния ЧИ” – “погруженность в себя”. Черный аспект, символизирующий экстравертность, ставится в соответствие явно интровертированному состоянию.

Переходя к конструктивной части своей статьи, отмечу, что состояния по М.Калману как раз и основываются на разной вертности черных и белых ФИМ. В этом смысле все возможные состояния разделяются на экстравертированные, когда задействован уровень черных ФИМ в модели А носителя, и интровертированные – белых. Таким образом становятся возможными 4 состояния носителя любого ТИМа (будь то экстратим или интротим) – два экстравертированных и два интровертированных. Об условиях пребывания в каждом из них М.Калман говорил на семинарах и в кулуарах конференций, вкратце же картина такова.
1) Состояние, соответствующее четырехмерному уровню (в терминах М.Калмана, которые мы приведем с оговоркой “условно” – ЭГО) – интеллектуальная работа с использованием всех своих сильных сторон. В этом состоянии носитель ТИМа думает1 ; вертность состояния совпадает с ТИМной: экстратим  думает вслух, жестикулирует; интротим – наоборот, погружается в молчаливую задумчивость.
2) Состояние, соответствующее трехмерному уровню (условно ИД) – расслабление в благоприятных условиях – знакомое, домашнее окружение. Экстратимы отдыхают молча и неподвижно (интровертируются). Интротимы раскованно рассказывают о своих впечатлениях (экстравертируются). В состоянии трехмерного уровня индивид проявляется, как его зеркальный ТИМ.
3) Состояние, соответствующее двухмерному уровню (условно СуперЭГО) – вынужденная деятельность, задаваемая внешними условиями. Связано или с добыванием интересующей информации, или с отказом выполнять неподходящую работу. Вертность совпадает с ТИМной, поэтому экстратимы ищут или отказываются громко, интротимы – молча. Состояние энергетически затратное, пребывание в нем длительное время возможно из-за совпадения с ТИМной вертностью, но изматывает, так как информационно работа идет по аспектам двухмерных функций. При достижении положительного результата повышается самооценка, состояние в этом случае характеризуется фразой “гора с плеч”. Индивид проявляется как ТИМ, находящийся с ним в ИО СуперЭГО.
4) Состояние, соответствующее одномерному уровню (условно СуперИД) – деятельность в условиях необходимости быстрого реагирования, когда нет времени на раздумья. Вертность не совпадает с ТИМной – интротим вынужден что-то говорить, экстратим растерянно умолкает и нервничает; и тот, и другой не знают точно, что сказать или что и подумать .
Поскольку речь идет все-таки об аспектной стороне состояний, то идея здесь близка к интровертной соционике: особенности ситуации, в которую попадает носитель ТИМа, определяют его состояние, а информационные аспекты происходящего в этом состоянии метаболизма определяются функциями ТИМа соответственно мерности. То есть, ситуация задает то, о каких аспектах должна идти речь. В противоположность этому экстравертная соционика постулирует, что информационные аспекты, объективно актуализировавшись в ситуации (из внешнего “вторичного” информационного потока), заставляют срабатывать соответствующие функции.
Эти два подхода должны диалектически дополнять друг друга. В реальности же процесс идет циклически (иначе бы носитель ТИМа или “застрял” бы навечно в одном состоянии, или проявлялся бы только в двух аспектах своего блока ЭГО). Этому способствует блочная сторона устройства и функционирования модели А, благодаря которой осуществляется передача обработки информации функциям другой мерности (отличающимся по модулю на единицу).

Что же касается состояний, то с помощью пар аспектов действительно можно осуществить их четкую классификацию. В этом смысле родовой признак “психические” (состояния) должен быть как минимум редуцирован по смыслу. Это вызвано тем, что в общепсихологической традиции психические состояния рассматриваются в контексте пристрастности психического отражения. А в учебной дисциплине “Общая психология” они представлены двумя темами – эмоции и чувства. Ясно, что этим состояниям соответствуют пары аспектов ИП, в которые входит черная или белая этика, что составляет ровно половину всевозможных состояний, описываемых с помощью пар аспектов ИП. “Логические” состояния должны, таким образом, рассматриваться как  психическое отражение размышлений или действий (в зависимости от того, какой аспект - БЛ или ЧЛ входит в пару).
Следует также отметить, что человек испытывает эмоции по поводу отражения любых аспектов, поэтому соотношение аспектных пар и реальных эмоций, мыслей, действий будет системным. То есть, никоим образом не следует отождествлять, например, эмоциональную жизнь индивида с работой его ФИМ ЧЭ, также как и его ощущения, мышление, волю, воображение и деятельность в реальном процессе с работой ФИМ БС, БЛ, ЧС, БИ и ЧЛ. Поэтому, когда мы говорим об аспектной структуре состояний индивида, нужно иметь в виду, что его модель А оказывает системное влияние на эти психические явления, но не определяет их проявления однозначно. Следовательно, имеет смысл говорить о соционической стороне состояний индивида как о такой же абстракции, как и модель А. Значит, для этих “моделей состояний индивида” необходимо применить и специальное название, например, – информационно-психологические состояния.

Далее, следует учесть влияние перестановок в паре аспектов, характеризующих состояние.
Связь между аспектами в таких парах, соответствующих гомомерным ФИМ, как было показано в [4] – акаузальная. То есть, через срабатывание ФИМ один аспект “запускает” другой [1], как 8  1, или в случае одного подразумевается также и другой – 1 (8) [4].


Title: Re: Литвиненко И. Ю. "Психические состояния в соционике: те же грабли, но т
Post by: Ольга on March 04, 2014, 01:10:31 PM
С учетом этих перестановок рассмотрим пары аспектов и характеризуемые ими информационно-психологические состояния.
Сперва рассмотрим те, в которых участвуют аспекты логики, то есть характеризующие мышление и деятельность в психологическом подходе.

Пара ЧИ ЧЛ  – понимание в действии:
-   4-х мерный уровень: выдача важного авторского содержания, сопровождаемое жестикуляцией;
-   3-х мерный уровень: убедительное изложение понятой информации, пересказ отрефлексированного; жестикуляция присутствует, но гораздо скромнее, ибо носитель – экстравертирующийся в ситуации интротим;
-   2-х мерный уровень: изложение информации, как “выученного урока”, с известной долей неуверенности в правильности выдаваемого; впрочем, экстратимность носителя предполагает активное стремление выглядеть “понимающим” в глазах собеседников;
-   1-мерный уровень: хаотические попытки поймать ускользающий смысл; носитель – интротим, поэтому, произносит любое (зачастую – бессвязное), что приходит на ум (как говорят школьные учителя – начинает “бэкать-мэкать”); говорить-то надо, ведь этого требует ситуация, и молчать – значит выглядеть глупо и неподобающе.

Пара ЧЛ ЧИ  - действие, имеющее смысл:
-   4-х мерный уровень: жестикуляция, сопровождающая выдачу важной авторской информации, как правило – об алгоритме действования и чаще всего – в момент порождения;
-   3-хмерный уровень: построение алгоритма деятельности, вполне успешное и  отрефлексированное; индивид убежден в своей компетентности и умениях; носитель – экстравертирующийся в ситуации интротим, поэтому зачастую это похвальба своими достижениями – “смотри, как я умею!”, или же поучения, как необходимо действовать;
-   2-х мерный уровень: изложение заученных действий, с известной долей неуверенности в его правильности;
-   1-мерный уровень: напряженные попытки вспомнить, что нужно делать в подобной ситуации (шепот или шевеление губами).

Пара БЛ БИ - размышления об изменениях:
-   4-х мерный уровень: поиск и нахождение объективных закономерностей, инвариантных по отношению ко времени;
-   3-хмерный уровень: задумчивость экстратима “на досуге”; выглядит как устремленный вдаль “интуитивный” рассеянный взгляд (зачастую во время еды);
-   2-х мерный уровень: выполнение трудной логической задачи; сопровождается проговариванием про себя того, что трудно умозаключить или представить;
-   1-мерный уровень: рассеянный и растерянный взгляд экстратима в ситуации его полной беспомощности объяснить происходящее.

Пара БИ БЛ - образное познание:
-   4-х мерный уровень: выявление закономерностей в прошедших событиях; моделирование будущего на основании выявленных закономерностей; объективное, научное прогнозирование;
-   3-хмерный уровень: свободное воссоздание образов познанного; создание мысленной картины мира;
-   2-х мерный уровень: напряженное представление “учебного материала” во время занятий; затруднения проявляются в мимике – наморщенный лоб;
-   1-мерный уровень: растерянное молчание, когда нечто “не укладывается в голове”; сопровождается почесыванием лба или затылка.

Пара ЧС ЧЛ - приложение усилий в действиях:
-   4-х мерный уровень: произвольная регуляция действий с приложением значительных усилий, которые, тем не менее, легко даются индивиду;
-   3-хмерный уровень: небольшое, но адекватное материалу усилие, приводящее к точной его обработке; ручной труд как хобби;
-   2-х мерный уровень: усилие, которое чрезмерно для индивида; приводит к быстрой утомляемости;
-   1-мерный уровень: недостаточное усилие, в результате чего действие “не получается” или чрезмерное усилие, в результате чего материал “ломается”.

Пара ЧЛ ЧС - действия с объектами предметного мира:
-   4-х мерный уровень: адекватные действия с материалом, творчески возникающие в процессе деятельности;
-   3-хмерный уровень: произвольные и ненапряженные действия, осознаваемые и не приводящие к затруднениям;
-   2-х мерный уровень: выполнение трудной физической работы, как правило – репродуктивное;
-   1-мерный уровень: хаотичные неумелые движения в момент растерянности или при отсутствии навыка.

Пара БЛ БС - мысленное объяснение ситуации:
-   4-х мерный уровень: моделирование ситуации, подготовка и постановка эксперимента;
-   3-хмерный уровень: мысленный поиск и нахождение экспериментального примера, иллюстрирующего и доказывающего какое-либо правило;
-   2-х мерный уровень: изучение и принятие правил и направлений для восприятия ситуации; применение внешней методологии; наличие установки, предшествующей восприятию ситуации; зачастую приводит к искаженному восприятию
-   1-мерный уровень: неумение объяснить ситуацию, растерянность в ответ на требование немедленных объяснений.

Пара БС БЛ - отражение объективной обратной связи в ситуации:
-   4-х мерный уровень: осознание сигналов со всех анализаторов с учетом количества (силы их выраженности);
-   3-хмерный уровень: мысленная фиксация значимого сигнала в момент его поступления;
-   2-х мерный уровень: вынужденное отслеживание ситуации, напряженное наблюдение;
-   1-мерный уровень: запаздывающее и неадекватное отражение сигнала.

Пара  - смысл, который переживается эмоционально:
-   4-х мерный уровень: понятый или порождаемый смысл порождает как адекватные, так и парадоксальные эмоции, которые проявляются наиболее дифференцированно и не сдерживаются сознанием; вследствие этого “объяснение” понятого бессистемно и нелогично;
-   3-хмерный уровень: понятый смысл приводит к появлению четких адекватных эмоций; при этом проявление зависит от установки – например, отрицательные эмоции сдерживаются, положительные – демонстрируются (или наоборот);
-   2-х мерный уровень: в зависимости от смысла появляются и неконтролируемо демонстрируются сильные положительные или отрицательные эмоции;
-   1-мерный уровень: непонимание смысла приводит к раздражению; громко обвиняется объясняющий (“это он виноват, что мне не понятно”).

Пара ЧИ ЧЭ - понимание внутренней динамики системы:
-   4-х мерный уровень: заключение о характере человека на основе восприятия его внутреннего мира;
-   3-хмерный уровень: соотнесение состояния человека с его индивидуальными свойствами, выдача “характеристики”;
-   2-х мерный уровень: не вполне уверенная выдача информации о характере человека после изучения его эмоциональных проявлений;
-   1-мерный уровень: эмоциональное требование объяснений, раскрытия смысла.

Пара ЧЭ ЧИ  - отношения в развитии (или сохраняющиеся со временем):
-   4-х мерный уровень: понимание и построение системы ценностей, не зависящих ни от чего (безусловных стремлений, “вечных, общечеловеческих” ценностей);
-   3-хмерный уровень: создание четкой системы ценностей в соответствии с принятой этической парадигмой; уверенная осознанная симпатия или антипатия к разным людям;
-   2-х мерный уровень: усвоение системы неизменных ценностей;
-   1-мерный уровень: напряженные раздумья о ценностях и устремлениях, сомнения в абсолютном характере данной системы отношений и ценностей.

Пара  - изменения в стремлениях:
-   4-х мерный уровень: понимание изменчивости стремлений, циклического характера потребностей; прогнозирование развития отношений;
-   3-хмерный уровень: четкая внутренняя констатация наступивших изменений в чувствах;
-   2-х мерный уровень: напряженные размышления о перспективах отношений;
-   1-мерный уровень: страх потерять хорошие отношения или получить плохие.

Пара БЭ БИ - “эмоционально-волевая сфера”:
-   4-мерный уровень: волевое воздействие на окружающих в эмоциональной форме различной силы;
-   3-мерный уровень: крайние меры в силовом воздействии – громкие поощрительные выкрики или останавливающие команды вплоть до телесных наказаний;
-   2-мерный уровень: похвальба своей силой с целью запугать потенциального противника;
-   1-мерный уровень: безудержные слезы в случае обиды; размахивание кулаками “вслепую”.

Пара БИ БЭ  - эмоциональное реагирование в ситуации, мимика:
-   4-х мерный уровень: эмоциональная оценка объектов, в которой красота связывается с привлекательностью; рассуждения на эту тему, вдохновенные речи;
-   3-хмерный уровень: уверенная оценка воспринимаемых объектов или людей с категоричным высказыванием похвалы или осуждения (хорошо/плохо);
-   2-х мерный уровень: репродуктивная актерская игра по “голливудской системе” – изображение заученных, внешне заданных эмоций; стремление изображать несуществующую эмоцию при необходимости (“держать улыбку” или “давать слезу”);
-   1-мерный уровень: неадекватное проявление эмоций в ситуации, например, громкий смех в ответ на слабую шутку.

Пара ЧС ЧЭ - стремления в ситуации, актуализация потребностей:
-   4-х мерный уровень: желание и умение отследить сигналы внешнего мира с целью избежать неприятностей или получить удовольствие; учесть потребности  разных субъектов;
-   3-хмерный уровень: осознание своих желаний и мысленный поиск предмета их удовлетворения;
-   2-х мерный уровень: стремление соответствовать правилам поведения в ситуации общения;
-   1-мерный уровень: напряженные размышления об этической стороне ситуации.

Пара ЧЭ ЧС - пристрастная чувствительность:
-   4-х мерный уровень: осознание всей совокупности сигналов (поступающих из внешнего мира и органов тела), несущих информацию о потребностях; мысленное сопоставление актуальных сигналов  с потенциально возможными;
-   3-хмерный уровень: ощущение сигналов с целью реагирования адекватно ситуации по своему усмотрению;
-   2-х мерный уровень: напряженное наблюдение с целью не пропустить нужный сигнал;
-   1-мерный уровень: попытка осознать слабонаблюдаемые или незнакомые сигналы; неуверенность в своем самочувствии.
Title: Re: Литвиненко И. Ю. "Психические состояния в соционике: те же грабли, но т
Post by: Ольга on March 04, 2014, 01:11:05 PM
Пара БЭ БС - стремления в ситуации, актуализация потребностей:
-   4-х мерный уровень: желание и умение отследить сигналы внешнего мира с целью избежать неприятностей или получить удовольствие; учесть потребности  разных субъектов;
-   3-хмерный уровень: осознание своих желаний и мысленный поиск предмета их удовлетворения;
-   2-х мерный уровень: стремление соответствовать правилам поведения в ситуации общения;
-   1-мерный уровень: напряженные размышления об этической стороне ситуации.

Пара БС БЭ  - пристрастная чувствительность:
-   4-х мерный уровень: осознание всей совокупности сигналов (поступающих из внешнего мира и органов тела), несущих информацию о потребностях; мысленное сопоставление актуальных сигналов  с потенциально возможными;
-   3-хмерный уровень: ощущение сигналов с целью реагирования адекватно ситуации по своему усмотрению;
-   2-х мерный уровень: напряженное наблюдение с целью не пропустить нужный сигнал;
-   1-мерный уровень: попытка осознать слабонаблюдаемые или незнакомые сигналы; неуверенность в своем самочувствии.


Таким образом, получается довольно объемная совокупность информационно-психологических состояний (16 х 4). Конечно, можно бы и усмотреть в ней проявления соответствующих ТИМов с разной мерностью на разных уровнях. Например, в последней паре аспектов (БС и БЭ) на 4-х мерном уровне как бы представлен своим соответствующим уровнем ТИМ БС ЧЭ  (СЭИ); на 3-мерном – ЧЭ БС (ЭСЭ); на 2-мерном – БИ ЧЛ  (ИЛИ); на 1-мерном – ЧЛ БИ (ЛИЭ).
Однако если иметь в виду получившуюся совокупность как теоретический базис, то такая попытка выглядела бы несколько ущербно. В самом деле, познавательные (ЧИ, БИ, ЧЛ, БЛ) и оценивающие (ЧС, БС, ЧЭ, БЭ) аспекты образуют энергетические (гомомерные) уровни в моделях А ТИМов нечетных квадр. Тогда получается, что половина всевозможных состояний недоступна ТИМам из остальных (четных) квадр?
Похоже на то, что проявления по сценарию, например, одномерного уровня какого-нибудь ТИМа, где эти аспекты вообще не образуют уровень, будут осуществляться, если они обрабатываются, опять же например, его четвертой и седьмой. В частности, в ТИМе БС ЧЭ (СЭИ) там располагаются аспекты ЧЛ  и ЧС, поэтому “хаотичные неумелые движения в момент растерянности или при отсутствии навыка” (одномерный уровень состояния  ) являются его нередкой ситуативной характеристикой.
Опять же проявление по этим аспектам его СуперЭГО – БИ ЧЛ (ИЛИ) будет намного успешнее, так как обрабатываются они второй и пятой ФИМ. Поэтому интуитив БИ ЧЛ (ИЛИ) даст типологическую фору в трудовых навыках сенсорику БС ЧЭ (СЭИ).
Однако и здесь не все так просто. Одно дело – типологический уровень, который в проекции на “живых людей” дает общую склонность, установку. И совсем другое дело индивидуальные проявления человека, а уж тем более – в ситуациях, которые бывают очень разными.
Поэтому предложенный подход к информационно-психологическим состояниям, основывающийся на уровневом ракурсе модели А, должен иметь приложения прежде всего в теории, являясь неким базисом в анализе состояний “живых людей”. Возможно, его целесообразно несколько сократить, избавившись от “перестановок в парах аспектов”. Но так или иначе, он представляет собой единственно возможный путь рассмотрения психологического феномена состояний психики с точки зрения соционической методологии.

Литература:
1.   Вахутинский И. Функции и восприятие информации. // Соционика, ментология и психология личности, 1995, №1.
2.   Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний // Соционика, ментология и психология личности, №3, 2001.
3.   Литвиненко И.Ю. Уровневая соционика состояний // Соционика, ментология и психология личности, №6, 1999.
4.   Литвиненко И.Ю. Блоки и уровни модели А: различный характер связи между ФИМ // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 2002.