В статье речь идет о базовых признаках, которые послужили основанием для создания ассоциативной типологии. В качестве практического применения ассоциативной теории вниманию читателей предлагаются описания четырех групп психотипов (типология по типу психической энергии) и соотвествующие им описания типов музыкальных произведений (музыкальная типология), на основе которых можно быстрее и эффективнее решить вопросы общей психодиагностики клиента и выбрать наиболее совершенный подход в оказании психотерапевтической помощи.
Ключевые слова: психология личности, психотерапия, психодиагностика, ассоциация, типология, соционика, психическая энергия, музыка, цвет.
Введение.
Типология ассоциативной соционики берет свое начало в психоаналитической концепции структуры личности З.Фрейда, аналитической психологии К. Юнга и типологии информационного метаболизма А.Аугустивинчуте. В основу создания ассоциативной типологии положена также статья О. Тангеманн о ассоциотивной модели «Бабочка», где содержатся теоретические обоснования и ссылки на работы психоаналитиков и других авторов, чьи концепции нашли отражение в теории ассоциативной соционики. Тангеманн соотносит типы психической энергии с компонентами структуры личности, описаные впервые в работах З.Фрейда (Эго, Ид, Суперэго). (1). Эти же названия использовала основательница соционики А. Аугустивинчуте для обозначения блоков модели информационого метаболизма – модели «А». Названия трех блоков модели А совпадают с названиями компонентов структуры личности З. Фрейда. Для четвертого блока Аугустивинчуте подобрала название Суперид, которое по смыслу соотносилось с концепцией коллективного бессознательного К.Юнга. Подробнее о модели «А» можно прочитать в книге Аугустивинчуте «Социон» (2008) (2).
При создании ассоциативной модели О.Тангеманн использовала те же названия блоков, что и в модели «А» для названий четырех типов психической энергии – блоков ее модели «Бабочка». Описание типов психической энергии (ТПЭ) было заимствовано не из теории соционики и только частично совпадает по смыслу с описанием блоков модели «А». Три ТПЭ (Эго, Ид, Суперэго) соотносятся по смыслу с компонентами структуры личности З. Фрейда. Четвертый ТПЭ связан по смыслу с архетипом «Тень» К.Юнга (Суперид) (1).
Четыре группы психотипов, которые являются носителями и выразителями типов психической энергии соответственно получили названия Эго-типы, Ид-типы, Суперэго-типы и Суперид-типы по названию блоков ТПЭ в модели «Бабочка». На рисунке модели каждый и крыльев бабочки соотносится с одним из четрырех блоков ТПЭ. С каким именно блоком, будет понятно дальше из статьи.
Ассоциативная модель «Бабочка».
(http://socionics4you.com/images/butterfly.jpg)
Рис. 1. Распределение соционических функций по цветовой гамме и типу психической энергии.
Наряду с типами информационного метаболизма, которых в соционике всего 16, появилось более общее деление на четыре группы типов ТПЭ. В каждую группу ТПЭ входит по 4 психотипа, о чем писалось ранее (см. выше). Это деление формально существовало в теории соционики задолго до того, как появилась ассоциативная теория и ассоциативный метод типирования. В чем же особенность нового теоретического подхода к определению типа личности?
В теории ассоциативной соционики типы психической энергии соотносятся с парами соционических функций, с классическими темпераментами Гипократа, с цветом чакр или радуги и определенным характером музыкальных произведений. Соотнесение свойств психики с цветом и музыкой имеет целью ракрыть глубинную сущность вазимосвязи человека с явлениями природы, с мирозданием и вселенской гармонией. Такие попытки делались и ранее другими теоретиками и практиками. Всемирную популярность завоевал цветовой тест М.Люшера (3). Специалистам в области музыкальной психологии известны работы В. Петрушина (4). Были попытки и в соционике соотнести цвета с соционическими функциями, в частности в одной из статей В.Гуленко (5).
По мнению автора статьи, разработки в области ассоциативной соционики позволили по-новому переосмыслить и осознать глубинную связь психики человека с музыкой и цветом. На основе выделения четырех ТПЭ и эмпирических исследований в области музыкальных предпочтений людей с разным психотипом стало возможным создание ассоциативной типологии, которая соотносит психологические характеристики типов с цветовыми и музыкальными предпочтениями. Более того, ассоциативная теория позволила заглянуть в скрытый от глаз посторонних механизм душевной динамики индивида.
Ассоциативный метод типирования делает очевидным распределение психической энергии в структуре психики, определяет характер душевной динамики, ее гармонию или дисбаланс. Что открывает возможности в будущем для применения ассоциативного метода типирования не только в соционике с целью идентификации типа личности в практической психологии, психотерапии и альтернативной терапии.
Типология по типу психической энергии.
Ид-типы несут в себе творческий заряд, щедро делятся своими интересами и жизнерадостностью с окружающими, являясь источником вдохновения для всех, кто не обладает от природы свойственной им силой оптимизма и жезнелюбия.
Ид-типы являются яркими выразителями психической энергии Ид, которая по ассоциативной теории О. Тангеманн соотносится с желтым и зеленым цветом. Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
Желтый цвет символизирует изменчивость, гибкость и раскрепощенность человеческой натуры. Желтый характеризует человека как самодостаточного, свободолюбивого и жизнерадостного. Этот цвет ассоциируется с непринужденностью поведения, легкостью в общении и бесприпятственном распространении своего влияния во вне, подобно тому как свет солнца распространяется в пространстве и дарит жизнь и тепло всему живому.
Зеленый цвет – символ вечности, неиссякаемой жизненной энергии, очевидного и скрытого потенциала природы. Этот цвет освежает, успокаивает, вселяет надежду на будщее, дает силы для преодоления преград. Те, кто выбирают зеленый цвет, отличаются выдержкой и настойчивостью в достижении своих целей. Эти люди не пасуют перед неудачей, но умеют найти выход из любого затруднительного положения, сохраняя хладнокровие перед лицом опасности.
Суперэго-типы – являются противоположностью по отношению к жизнерадостным и увлекающимся Ид-типам. Эти люди думают не столько о себе и своих желаниях, сколько о том как удовлетворить потребности и нужды окружающих их людей, как облегчить и улучшить свою жизнь и в первую очередь тех, кто им близок. Суперэго-типы законопослушны, добросовестны и ответственны. Порученное дело стремятся выполнить как можно лучше, чтобы им было не стыдно за свою работу перед другими. Если они взялись задело, то не пожалеют времени и сил, чтобы результат их труда посчитали безупречным.Качество труда есть предмет их личной гордости и критичной самоценки. Суперэго-типы являются яркими выразителями психической энергии Суперэго, которая по ассоциативной теории соотносится с белым, розовым и фиолетовым цветом. Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
Белый цвет символизирует собой свет истины, безупречность и совершенство, а также делает очевидным и то, что все неявное, рано или поздно становится явным. Этот цвет ассоциируется с ясностью мысли, искренностью, чистотой помыслов, мудростью и высокой духовностью.
Розовый цвет – символ симпатии, нежности и любовной романтики. Розовый цвет расслабяет и успокаивает, уводит в мир возвышенной любви, сказки и сладких грез.
Фиолетовый цвет – цвет духовного созерцания, отличает человека философского склада ума, уводит мысли в высшие сферы познания бытия, открывает тайны мироздания. Этот цвет выбирают те, кто ценит прежде всего интеллектуальное и духовное общение, кто размышляет над вечными вопросами о добре и зле, справедливости, добропорядочности, о смысле человеческой жизни.
Эго-типы – прирожденные лидеры, трудолюбивы, обладают огромной силой воли и намерением изменять облик окружающего их пространства по своему личному усмотрению. Они как правило несколько самонадеянны, не любят публично признаваться в своих слабостях. Для них важно иметь цель и чувствовать себя готовыми к преодолениею любых препятствий для достижения этой цели.
Эго-типы являются яркими выразителями психической энергии Эго, которая по ассоциативной теории соотносится с красным и оранжевым цветом. Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
Красный цвет, горячий и энергичный, традиционно ассоциируется с мужским началом, огнем и кровью. Энергетика красного цвета придает человеку физические силы, хоабрость и уверенность в себе. Это несомненно цвет победителя! Для победы человеку необходим импульс к действию, цельность натуры и высокая степень притягательности. Красный цвет как магнит привлекает к себе внимание, не дает возможности расслабиться, держит в постоянном напряжении, возбуждает и завораживает.
Оранжевый как и красный цвет несет в себе энергетический заряд, возбуждает и согревает, придает бодрость. В отличии от красного оранжевый в большей степени кричащий и жизнерадостный, символизирует сексуальность и направленность на успех.
Суперид-типы – являются яркой противоположностью по отношению к Эго-типам. Они в отличие от Эго-типов не ставят для себя задачу навязывать окружению свою волю, не стремятся руководить другими или контролировать ситуацию, но способны гибко подстраиваться под окружение, вносить незаметные для постороннего глаза изменения в обстановку, создавая атмосферу ненавязчивого общения и уюта.
Суперид-типы сосредоточены на погружении в свой внутренний мир, который служит для них источником фантазии, вдохновения и творчества. Внутренний мир этих людей хрупок и подвижен. Они тонко реагируют на малейшие изменения в окружающей обстановке. Суперид-типы являются яркими выразителями психической энергии Суперид, которая по ассоциативной теории соотносится с черным, голубым и синим цветом. Каждый из указанных цветов наделяет носителя этого вида энергии индивидуальными характеристиками.
Черный цвет символизирует собой тайну ночи и погружение в свой внутренний мир. Те, кто выбирают для себя черный цвет, носят в себе любовь ко всему таинственному, неизведанному, непонятному и сами желают оставаться загадкой для окружающих.
Синий цвет заключает в себе состояние физического расслабления и душевного покоя, ассоцируется со свежестью и прохладой воды в знойный летний полдень.
Голубой ассоциируется с бездонным голубым небом, с ощущением отрешенности и простора. Также как и синий цвет, голубой тонизирует, охлаждает и умиротворяет.