Кирилл Кравченко: Кирилл, Ваше мнение/отношение системе ДСНШ тоже хотелось бы услышать. Какое место занимает определение подтипа в диагностике, довольны ли вы концепцией, могут ли быть какие-то трудности при ее использовании социониками и т.п?
Ответы Ольге: Прежде чем ответить на вопрос Ольги, я лаконично уточню, что же такое тип, подтип. Тип - это врожденный набор потребностей, а подтип - это способ реализации этих потребностей. Другими словами подтип – это характер личности, который наряду с типом имеет важное отражение в психике и влияет на самореализацию, уживчивость и эффективность действий реального человека. Существует 16 типов, и каждый их них имеет 4 подтипа или 4 варианта поведения. Подтип образуется в результате «усиления» (увеличения степени доминирования в психике) одной из компонент темперамента в результате адаптации условиям существования. Подтип (характер) в редких случаях в течение жизни может изменяться, модифицируя нашу психику. Мое описание (рекомендации) подтипов изложены в статье – 4 типа сотрудников в кризис – соционика в помощь для HR по ссылке:
http://socionics.palad.kiev.ua/4-tipa-sotrudnikov-v-krizis/ Ваше мнение/отношение системе ДСНШ? Я считаю, что система DCNH – это очень простой и удобный для практики инструмент, позволяющий наводить резкость на психику человека. Я им пользуюсь на постоянной основе при выполнении тимбилдерских проектов, во время диагностики, консультации тренеров и на различных тренингах. Эффективность системы DCNH доказывает успешность и востребованность моих услуг и услуг совместно работающих тренеров. Без системы DCNH соционика теряет конкретику, соответственно, и свое выгодное отличие от психологии. Уровень детализации 64 значительно выше, чем уровень 16.
Какое место занимает определение подтипа в диагностике? Во время процесса диагностики кроме социотипа мы обязательно определяем подтип, который может не совпадать с темпераментом типа и влиять на базовый темперамент, смещая его в ту или иную темпераментную плоскость. Подтип определяем исходя из системы DCNH, в которую входят 4 подтипа: D-доминантный, C- креативный, N-нормирующий, H –гармонизирующий. Также во время диагностики определяем акцентуированную(ые) (усиленную) функцию. Для того чтобы не перепутать акцентуированную функцию с базовой, мы должны знать поведенческие реакции базовых типов (описания + модель), а также иметь опыт (галерею когнитивно-поведенческих образов типов).
Довольны ли вы концепцией? DCNH наряду с определением типа и акцентуированных функций повышает точность диагностики, соответственно, и рекомендации при консультировании во много раз. Чем больше конкретики в рекомендациях, тем большую ценность они имеют. При совместном использовании всех уровней: типов, подтипов, и акцентуированных функций, мы можем достигнуть уровня точности не 16 абстрактных описаний типов, а 512 и даже выше при необходимости. Никакие другие системы на подобную точность не претендуют. Система DCNH хороша тем, что строится на применении соционических функций, а не на эклектических гипотезах типа ПЙ и др., далеких от экспериментальных исследований системах. Предвижу вопрос о разнице между акцентуацией и подтипом и даю ответ в виде следующего пункта.
Чем отличается акцентуация от подтипа? https://www.youtube.com/watch?v=Uekbmsj4R2s Что такое чистый тип? Когда подтип (характер) совпадает с типным темпераментом, это явление называется чистый тип. Это как чистый металл без примесей, тип без примеси компонентов, не присущих ему в чистом виде. Такой тип легко диагностируется. К чистому типу хорошо применяется соционическая модель, т.к. она рассчитана исключительно на чистый тип и не учитывает подтипов и акцентуаций. Именно это обстоятельство ставит ограничения на позиционно-ранжирующую соционическую модель.
Но вариант типа (подтип) чаще всего не совпадает с темпераментом типа. Например, темперамент типов Инспектор (ЛСИ) и Гуманист (ЭИИ) является уравновешено-стабильным, но тип может быть с креативным содержимым (подтип). Ясно, что он не будет выглядеть как чистый уравновешено-стабильный. А если бы имел нормирующий подтип, то был бы эталонно чистым. Разница подтипов очень сильно заметна в поведении. Психологи подтип часто принимают за темперамент, так как он быстро бросается в глаза. Но мы учитываем все нюансы. Тип - это неизменная оболочка, а подтип - её содержимое. В каждом типе-оболочке есть 4 варианта содержимого. Содержания количественно больше чем формы, поэтому люди в первую очередь замечают кричащие (акцентуированные) функции, затем подтип и лишь потом природную неизменную самую глубинную составляющую - тип.
Могут ли быть какие-то трудности при ее использовании социониками? При использовании системы DCNH возникает банальная трудность, которая характерна для любой гуманитарной дисциплины или направления. Напомним, что система DCNH используется наряду с определением типа и акцентуированных функций. Диагностике с помощью данных технологий нужно обучаться у специалистов, а не трактовать ее использование самостоятельно. Книги не дают навыков диагностики, к тому же в интернете нет соответствующей литературы.
Ответ Калининградскому клубу: Пожалуй, самым сложным и в то же время важным аспектом в соционике является беспристрастная диагностика. Вот поэтому так много теоретиков и так мало профессионалов-практиков. Внимательно посмотрим ролик и прочтем текст Тимура. Если логически вдуматься в речь Т. Процкого, то мы получим пустые по содержанию тексты «Система из 4 подтипов DCNH – это, как минимум, уход в сторону от 8 функций, описанных Юнгом….»_________
У Юнга существовало всего 4 функции: ощущение (сенсорика), мышление (логика), чувство (этика), интуиция (интуиция). К. Юнг пишет: «В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство — функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации.»
«…например, по ШГС тот же Кравченко интроверт, хотя для многих очевидна его явная экстраверсия.»_______
Мощный аргумент «для многих» просто пустые слова. Для многих это форма (уловка), за которой нет содержания, которая в принципе не может ничего доказывать, но влияет на слушателя лишенного критического мышления. Например, Ирина Эглит (руководитель ШСС) типировала К.Кравченко в ЛСИ. Методы ШСС сильно разнятся от ШГС. ШСС не использует подтипы и неюнгианские признаки, напротив использует модель А, которую ШГС не использует, но тип К.Кравченко идентичен с версией ШГС. Почему? Думаю, что вывод напрашивается сам собой. Такие же «аргументы», как «странно», «не решают проблему», «ШГС - это совершенно отдельная психологическая типология», и т.д. не делают чести Т.Процкому и никаким образом не проливают свет на научную часть соционики, ибо ни на что не опираются, кроме как на пристрастную оценку автора. Другими словами, происходит разведение демагогии с полным отсутствием логических суждений. Соответственно, речь Т.Процкого напоминает дологическое (комплексное) мышление. Комплексное мышление проявляется как смешение структур с разным содержанием при их одинаковых формах:
Слово. Слово. Слово. Слово.
Слово. Слово. Слово. Слово.
Слово. Слово. Слово. Слово.
Слово. Слово. Слово. Слово.
К сожалению, людям со слабым логическим мышлением достаточно видеть форму, а смысл (содержание) им не всегда доступен. Откуда взялись знания у Тимура? Кто дал подркепленные делами знания в соционику? Мне это напоминает анекдот: - Ты где деньги берешь?
- В тумбочке.
- А откуда они там?
- Я даю.
- Ну а ты-то где их берешь?
- В тумбочке...
Так вот, Т.Процкий заимствует