• December 27, 2024, 03:08:00 AM
• Welcome, Guest. Please login or register.
News: Registration on the forum through the email only to olgatangemann@gmail.com The English edition of the book "Personality Type and Art" is available at Cambridge Scholars Publishing website. The German edition of the book "Personlichkeitstyp und Kunst" is available to buy on Amazon.de in paperback for 29.99 and online options for 9.99

Author Topic: Литвиненко И. Ю. "Психические состояния в соционике  (Read 2627 times)

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Статья "Психические состояния в соционике: те же грабли, но только вид сбоку". 2004, №4


Предложен способ рассмотрения состояний психики с использованием соционической методологии. В отличие от психических состояний, сводимых только к эмоциям и чувствам, соционический подход позволяет расширить их спектр и требует нового названия для них – “информационно-психологические состояния”. Критикуется подход В.В.Гуленко к состояниям как к одноаспектным. Вместо этого состояния рассматриваются через пары аспектов, обрабатывающихся в моделях А ТИМов гомомерными ФИМ. В этой связи состояния разделяются на экстравертированные, соответствующие черным аспектам, и интровертированные, соответствующие белым, согласно подходу М.М.Калмана. Рассматриваются различия в состояниях, соответствующих разным уровням, образованным парами гомомерных ФИМ. Расшифрованы состояния для каждой пары аспектов с учетом перестановок.
Ключевые слова: соционика, психология, аспекты ИП, состояния, гомомерные ФИМ, информационно-энергетический уровень.

Еще несколько лет назад в среде приверженцев соционики бытовало мнение, что она в объяснении психической жизни человека не претендует на ту часть, где речь идет о психических состояниях, и что это – прерогатива психологии. В то время также шли, в частности, дискуссии вокруг “оригинального прочтения” модели А, выдвинутого М.Калманом [3]. В этом варианте модели горизонтальные пары образуют функции информационного метаболизма (ФИМ) одинаковой мерности, которые им были названы “блоками” модели в отличие от установившихся классических.
Оппоненты делали основной упор на том, что пары гомомерных ФИМ не являются блоками модели А в узком смысле. Для устранения формального противоречия в этих спорах мной и была написана статья, в которой эти пары предложено называть информационно-энергетическими уровнями, а предложенное М.Калманом прочтение модели А – уровневой моделью. Статья называлась “Уровневая соционика состояний” [3], и это название затрагивало также и то, что ускользало тогда от оппонентов М.Калмана. А именно – два методологических положения, незаменимых для построения соционики:
1) смысл аспектов информационного потока (ИП) целесообразно на определенном этапе рассматривать в паре (блоке или уровне), так как второй аспект уточняет первый в одну из противоположных сторон, например, интуиция может быть логической или этической и т.д.;
2) пара гомомерных ФИМ в ТИМе соответствует одному из четырех (по количеству векторов мерности) состояний носителя ТИМа.
К сожалению, М.Калман не публиковал в соционической печати своих докладов на конференциях и семинарах, но эти идеи знакомы основной массе киевских социоников. К тому же, ни на семинарах, ни в кулуарах конференций, ни тем более в публикациях эти положения не были опровергнуты, и в настоящее время первое из них принято в связи со “знаками” ФИМ (+ или -).
А что же второе?
Интерес к психическим состояниям растет, и в №3 (2001г.) журнала “Соционика, ментология и психология личности” опубликована огромная статья В.Гуленко на эту тему: “Выразительные возможности психических состояний” [2]. Из 7 литературных ссылок – одна соционическая (Аушра Аугустинавичюте), большинство – зарубежные. Ссылок на опыт и достижения коллеги, проработавшего проблему в теории и на практике – нет. Неизвестно, это по неведению или сознательное отвержение? Первого не может быть (см. выше), а во втором случае по научной этике полагается аргументировано возразить, предварительно очертив то, с чем не согласен. Иначе можно в лучшем случае “изобрести велосипед”, в худшем – “наступить на те же грабли”. Поэтому естественно, что многие места указанной статьи заслуживают критики, но здесь речь пойдет не об этом.
Основные методологические промахи в ней связаны как раз с неиспользованием означенных выше двух положений:
1) состояния поставлены в соответствие одному аспекту, а не их паре;
2) состояния не связываются с функционированием модели А, и, следовательно, мерностью ФИМ.
“Уровни” в указанной статье – интеллектуальный, социальный, психологический, физический – вводятся неявно и безо всякой связи с блоками ЭГО, СуперЭГО, СуперИД, Ид. Сами же состояния описываются исходя из представлений ее автора о поведении реальных носителей ТИМов с первой ФИМ, соответствующей, по его мнению, аспекту определенного состояния. Естественно, картина получается несколько искаженной.
Например, “психологический уровень состояния ЧИ” – “погруженность в себя”. Черный аспект, символизирующий экстравертность, ставится в соответствие явно интровертированному состоянию.

Переходя к конструктивной части своей статьи, отмечу, что состояния по М.Калману как раз и основываются на разной вертности черных и белых ФИМ. В этом смысле все возможные состояния разделяются на экстравертированные, когда задействован уровень черных ФИМ в модели А носителя, и интровертированные – белых. Таким образом становятся возможными 4 состояния носителя любого ТИМа (будь то экстратим или интротим) – два экстравертированных и два интровертированных. Об условиях пребывания в каждом из них М.Калман говорил на семинарах и в кулуарах конференций, вкратце же картина такова.
1) Состояние, соответствующее четырехмерному уровню (в терминах М.Калмана, которые мы приведем с оговоркой “условно” – ЭГО) – интеллектуальная работа с использованием всех своих сильных сторон. В этом состоянии носитель ТИМа думает1 ; вертность состояния совпадает с ТИМной: экстратим  думает вслух, жестикулирует; интротим – наоборот, погружается в молчаливую задумчивость.
2) Состояние, соответствующее трехмерному уровню (условно ИД) – расслабление в благоприятных условиях – знакомое, домашнее окружение. Экстратимы отдыхают молча и неподвижно (интровертируются). Интротимы раскованно рассказывают о своих впечатлениях (экстравертируются). В состоянии трехмерного уровня индивид проявляется, как его зеркальный ТИМ.
3) Состояние, соответствующее двухмерному уровню (условно СуперЭГО) – вынужденная деятельность, задаваемая внешними условиями. Связано или с добыванием интересующей информации, или с отказом выполнять неподходящую работу. Вертность совпадает с ТИМной, поэтому экстратимы ищут или отказываются громко, интротимы – молча. Состояние энергетически затратное, пребывание в нем длительное время возможно из-за совпадения с ТИМной вертностью, но изматывает, так как информационно работа идет по аспектам двухмерных функций. При достижении положительного результата повышается самооценка, состояние в этом случае характеризуется фразой “гора с плеч”. Индивид проявляется как ТИМ, находящийся с ним в ИО СуперЭГО.
4) Состояние, соответствующее одномерному уровню (условно СуперИД) – деятельность в условиях необходимости быстрого реагирования, когда нет времени на раздумья. Вертность не совпадает с ТИМной – интротим вынужден что-то говорить, экстратим растерянно умолкает и нервничает; и тот, и другой не знают точно, что сказать или что и подумать .
Поскольку речь идет все-таки об аспектной стороне состояний, то идея здесь близка к интровертной соционике: особенности ситуации, в которую попадает носитель ТИМа, определяют его состояние, а информационные аспекты происходящего в этом состоянии метаболизма определяются функциями ТИМа соответственно мерности. То есть, ситуация задает то, о каких аспектах должна идти речь. В противоположность этому экстравертная соционика постулирует, что информационные аспекты, объективно актуализировавшись в ситуации (из внешнего “вторичного” информационного потока), заставляют срабатывать соответствующие функции.
Эти два подхода должны диалектически дополнять друг друга. В реальности же процесс идет циклически (иначе бы носитель ТИМа или “застрял” бы навечно в одном состоянии, или проявлялся бы только в двух аспектах своего блока ЭГО). Этому способствует блочная сторона устройства и функционирования модели А, благодаря которой осуществляется передача обработки информации функциям другой мерности (отличающимся по модулю на единицу).

Что же касается состояний, то с помощью пар аспектов действительно можно осуществить их четкую классификацию. В этом смысле родовой признак “психические” (состояния) должен быть как минимум редуцирован по смыслу. Это вызвано тем, что в общепсихологической традиции психические состояния рассматриваются в контексте пристрастности психического отражения. А в учебной дисциплине “Общая психология” они представлены двумя темами – эмоции и чувства. Ясно, что этим состояниям соответствуют пары аспектов ИП, в которые входит черная или белая этика, что составляет ровно половину всевозможных состояний, описываемых с помощью пар аспектов ИП. “Логические” состояния должны, таким образом, рассматриваться как  психическое отражение размышлений или действий (в зависимости от того, какой аспект - БЛ или ЧЛ входит в пару).
Следует также отметить, что человек испытывает эмоции по поводу отражения любых аспектов, поэтому соотношение аспектных пар и реальных эмоций, мыслей, действий будет системным. То есть, никоим образом не следует отождествлять, например, эмоциональную жизнь индивида с работой его ФИМ ЧЭ, также как и его ощущения, мышление, волю, воображение и деятельность в реальном процессе с работой ФИМ БС, БЛ, ЧС, БИ и ЧЛ. Поэтому, когда мы говорим об аспектной структуре состояний индивида, нужно иметь в виду, что его модель А оказывает системное влияние на эти психические явления, но не определяет их проявления однозначно. Следовательно, имеет смысл говорить о соционической стороне состояний индивида как о такой же абстракции, как и модель А. Значит, для этих “моделей состояний индивида” необходимо применить и специальное название, например, – информационно-психологические состояния.

Далее, следует учесть влияние перестановок в паре аспектов, характеризующих состояние.
Связь между аспектами в таких парах, соответствующих гомомерным ФИМ, как было показано в [4] – акаузальная. То есть, через срабатывание ФИМ один аспект “запускает” другой [1], как 8  1, или в случае одного подразумевается также и другой – 1 (8) [4].


« Last Edit: March 04, 2014, 01:56:17 PM by Ольга »
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
С учетом этих перестановок рассмотрим пары аспектов и характеризуемые ими информационно-психологические состояния.
Сперва рассмотрим те, в которых участвуют аспекты логики, то есть характеризующие мышление и деятельность в психологическом подходе.

Пара ЧИ ЧЛ  – понимание в действии:
-   4-х мерный уровень: выдача важного авторского содержания, сопровождаемое жестикуляцией;
-   3-х мерный уровень: убедительное изложение понятой информации, пересказ отрефлексированного; жестикуляция присутствует, но гораздо скромнее, ибо носитель – экстравертирующийся в ситуации интротим;
-   2-х мерный уровень: изложение информации, как “выученного урока”, с известной долей неуверенности в правильности выдаваемого; впрочем, экстратимность носителя предполагает активное стремление выглядеть “понимающим” в глазах собеседников;
-   1-мерный уровень: хаотические попытки поймать ускользающий смысл; носитель – интротим, поэтому, произносит любое (зачастую – бессвязное), что приходит на ум (как говорят школьные учителя – начинает “бэкать-мэкать”); говорить-то надо, ведь этого требует ситуация, и молчать – значит выглядеть глупо и неподобающе.

Пара ЧЛ ЧИ  - действие, имеющее смысл:
-   4-х мерный уровень: жестикуляция, сопровождающая выдачу важной авторской информации, как правило – об алгоритме действования и чаще всего – в момент порождения;
-   3-хмерный уровень: построение алгоритма деятельности, вполне успешное и  отрефлексированное; индивид убежден в своей компетентности и умениях; носитель – экстравертирующийся в ситуации интротим, поэтому зачастую это похвальба своими достижениями – “смотри, как я умею!”, или же поучения, как необходимо действовать;
-   2-х мерный уровень: изложение заученных действий, с известной долей неуверенности в его правильности;
-   1-мерный уровень: напряженные попытки вспомнить, что нужно делать в подобной ситуации (шепот или шевеление губами).

Пара БЛ БИ - размышления об изменениях:
-   4-х мерный уровень: поиск и нахождение объективных закономерностей, инвариантных по отношению ко времени;
-   3-хмерный уровень: задумчивость экстратима “на досуге”; выглядит как устремленный вдаль “интуитивный” рассеянный взгляд (зачастую во время еды);
-   2-х мерный уровень: выполнение трудной логической задачи; сопровождается проговариванием про себя того, что трудно умозаключить или представить;
-   1-мерный уровень: рассеянный и растерянный взгляд экстратима в ситуации его полной беспомощности объяснить происходящее.

Пара БИ БЛ - образное познание:
-   4-х мерный уровень: выявление закономерностей в прошедших событиях; моделирование будущего на основании выявленных закономерностей; объективное, научное прогнозирование;
-   3-хмерный уровень: свободное воссоздание образов познанного; создание мысленной картины мира;
-   2-х мерный уровень: напряженное представление “учебного материала” во время занятий; затруднения проявляются в мимике – наморщенный лоб;
-   1-мерный уровень: растерянное молчание, когда нечто “не укладывается в голове”; сопровождается почесыванием лба или затылка.

Пара ЧС ЧЛ - приложение усилий в действиях:
-   4-х мерный уровень: произвольная регуляция действий с приложением значительных усилий, которые, тем не менее, легко даются индивиду;
-   3-хмерный уровень: небольшое, но адекватное материалу усилие, приводящее к точной его обработке; ручной труд как хобби;
-   2-х мерный уровень: усилие, которое чрезмерно для индивида; приводит к быстрой утомляемости;
-   1-мерный уровень: недостаточное усилие, в результате чего действие “не получается” или чрезмерное усилие, в результате чего материал “ломается”.

Пара ЧЛ ЧС - действия с объектами предметного мира:
-   4-х мерный уровень: адекватные действия с материалом, творчески возникающие в процессе деятельности;
-   3-хмерный уровень: произвольные и ненапряженные действия, осознаваемые и не приводящие к затруднениям;
-   2-х мерный уровень: выполнение трудной физической работы, как правило – репродуктивное;
-   1-мерный уровень: хаотичные неумелые движения в момент растерянности или при отсутствии навыка.

Пара БЛ БС - мысленное объяснение ситуации:
-   4-х мерный уровень: моделирование ситуации, подготовка и постановка эксперимента;
-   3-хмерный уровень: мысленный поиск и нахождение экспериментального примера, иллюстрирующего и доказывающего какое-либо правило;
-   2-х мерный уровень: изучение и принятие правил и направлений для восприятия ситуации; применение внешней методологии; наличие установки, предшествующей восприятию ситуации; зачастую приводит к искаженному восприятию
-   1-мерный уровень: неумение объяснить ситуацию, растерянность в ответ на требование немедленных объяснений.

Пара БС БЛ - отражение объективной обратной связи в ситуации:
-   4-х мерный уровень: осознание сигналов со всех анализаторов с учетом количества (силы их выраженности);
-   3-хмерный уровень: мысленная фиксация значимого сигнала в момент его поступления;
-   2-х мерный уровень: вынужденное отслеживание ситуации, напряженное наблюдение;
-   1-мерный уровень: запаздывающее и неадекватное отражение сигнала.

Пара  - смысл, который переживается эмоционально:
-   4-х мерный уровень: понятый или порождаемый смысл порождает как адекватные, так и парадоксальные эмоции, которые проявляются наиболее дифференцированно и не сдерживаются сознанием; вследствие этого “объяснение” понятого бессистемно и нелогично;
-   3-хмерный уровень: понятый смысл приводит к появлению четких адекватных эмоций; при этом проявление зависит от установки – например, отрицательные эмоции сдерживаются, положительные – демонстрируются (или наоборот);
-   2-х мерный уровень: в зависимости от смысла появляются и неконтролируемо демонстрируются сильные положительные или отрицательные эмоции;
-   1-мерный уровень: непонимание смысла приводит к раздражению; громко обвиняется объясняющий (“это он виноват, что мне не понятно”).

Пара ЧИ ЧЭ - понимание внутренней динамики системы:
-   4-х мерный уровень: заключение о характере человека на основе восприятия его внутреннего мира;
-   3-хмерный уровень: соотнесение состояния человека с его индивидуальными свойствами, выдача “характеристики”;
-   2-х мерный уровень: не вполне уверенная выдача информации о характере человека после изучения его эмоциональных проявлений;
-   1-мерный уровень: эмоциональное требование объяснений, раскрытия смысла.

Пара ЧЭ ЧИ  - отношения в развитии (или сохраняющиеся со временем):
-   4-х мерный уровень: понимание и построение системы ценностей, не зависящих ни от чего (безусловных стремлений, “вечных, общечеловеческих” ценностей);
-   3-хмерный уровень: создание четкой системы ценностей в соответствии с принятой этической парадигмой; уверенная осознанная симпатия или антипатия к разным людям;
-   2-х мерный уровень: усвоение системы неизменных ценностей;
-   1-мерный уровень: напряженные раздумья о ценностях и устремлениях, сомнения в абсолютном характере данной системы отношений и ценностей.

Пара  - изменения в стремлениях:
-   4-х мерный уровень: понимание изменчивости стремлений, циклического характера потребностей; прогнозирование развития отношений;
-   3-хмерный уровень: четкая внутренняя констатация наступивших изменений в чувствах;
-   2-х мерный уровень: напряженные размышления о перспективах отношений;
-   1-мерный уровень: страх потерять хорошие отношения или получить плохие.

Пара БЭ БИ - “эмоционально-волевая сфера”:
-   4-мерный уровень: волевое воздействие на окружающих в эмоциональной форме различной силы;
-   3-мерный уровень: крайние меры в силовом воздействии – громкие поощрительные выкрики или останавливающие команды вплоть до телесных наказаний;
-   2-мерный уровень: похвальба своей силой с целью запугать потенциального противника;
-   1-мерный уровень: безудержные слезы в случае обиды; размахивание кулаками “вслепую”.

Пара БИ БЭ  - эмоциональное реагирование в ситуации, мимика:
-   4-х мерный уровень: эмоциональная оценка объектов, в которой красота связывается с привлекательностью; рассуждения на эту тему, вдохновенные речи;
-   3-хмерный уровень: уверенная оценка воспринимаемых объектов или людей с категоричным высказыванием похвалы или осуждения (хорошо/плохо);
-   2-х мерный уровень: репродуктивная актерская игра по “голливудской системе” – изображение заученных, внешне заданных эмоций; стремление изображать несуществующую эмоцию при необходимости (“держать улыбку” или “давать слезу”);
-   1-мерный уровень: неадекватное проявление эмоций в ситуации, например, громкий смех в ответ на слабую шутку.

Пара ЧС ЧЭ - стремления в ситуации, актуализация потребностей:
-   4-х мерный уровень: желание и умение отследить сигналы внешнего мира с целью избежать неприятностей или получить удовольствие; учесть потребности  разных субъектов;
-   3-хмерный уровень: осознание своих желаний и мысленный поиск предмета их удовлетворения;
-   2-х мерный уровень: стремление соответствовать правилам поведения в ситуации общения;
-   1-мерный уровень: напряженные размышления об этической стороне ситуации.

Пара ЧЭ ЧС - пристрастная чувствительность:
-   4-х мерный уровень: осознание всей совокупности сигналов (поступающих из внешнего мира и органов тела), несущих информацию о потребностях; мысленное сопоставление актуальных сигналов  с потенциально возможными;
-   3-хмерный уровень: ощущение сигналов с целью реагирования адекватно ситуации по своему усмотрению;
-   2-х мерный уровень: напряженное наблюдение с целью не пропустить нужный сигнал;
-   1-мерный уровень: попытка осознать слабонаблюдаемые или незнакомые сигналы; неуверенность в своем самочувствии.
« Last Edit: March 04, 2014, 01:19:31 PM by Ольга »
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/

Offline Ольга

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Posts: 2495
  • Karma: 16
  • Ассоциативная модель
    • View Profile
    • Ассоциативная соционика
Пара БЭ БС - стремления в ситуации, актуализация потребностей:
-   4-х мерный уровень: желание и умение отследить сигналы внешнего мира с целью избежать неприятностей или получить удовольствие; учесть потребности  разных субъектов;
-   3-хмерный уровень: осознание своих желаний и мысленный поиск предмета их удовлетворения;
-   2-х мерный уровень: стремление соответствовать правилам поведения в ситуации общения;
-   1-мерный уровень: напряженные размышления об этической стороне ситуации.

Пара БС БЭ  - пристрастная чувствительность:
-   4-х мерный уровень: осознание всей совокупности сигналов (поступающих из внешнего мира и органов тела), несущих информацию о потребностях; мысленное сопоставление актуальных сигналов  с потенциально возможными;
-   3-хмерный уровень: ощущение сигналов с целью реагирования адекватно ситуации по своему усмотрению;
-   2-х мерный уровень: напряженное наблюдение с целью не пропустить нужный сигнал;
-   1-мерный уровень: попытка осознать слабонаблюдаемые или незнакомые сигналы; неуверенность в своем самочувствии.


Таким образом, получается довольно объемная совокупность информационно-психологических состояний (16 х 4). Конечно, можно бы и усмотреть в ней проявления соответствующих ТИМов с разной мерностью на разных уровнях. Например, в последней паре аспектов (БС и БЭ) на 4-х мерном уровне как бы представлен своим соответствующим уровнем ТИМ БС ЧЭ  (СЭИ); на 3-мерном – ЧЭ БС (ЭСЭ); на 2-мерном – БИ ЧЛ  (ИЛИ); на 1-мерном – ЧЛ БИ (ЛИЭ).
Однако если иметь в виду получившуюся совокупность как теоретический базис, то такая попытка выглядела бы несколько ущербно. В самом деле, познавательные (ЧИ, БИ, ЧЛ, БЛ) и оценивающие (ЧС, БС, ЧЭ, БЭ) аспекты образуют энергетические (гомомерные) уровни в моделях А ТИМов нечетных квадр. Тогда получается, что половина всевозможных состояний недоступна ТИМам из остальных (четных) квадр?
Похоже на то, что проявления по сценарию, например, одномерного уровня какого-нибудь ТИМа, где эти аспекты вообще не образуют уровень, будут осуществляться, если они обрабатываются, опять же например, его четвертой и седьмой. В частности, в ТИМе БС ЧЭ (СЭИ) там располагаются аспекты ЧЛ  и ЧС, поэтому “хаотичные неумелые движения в момент растерянности или при отсутствии навыка” (одномерный уровень состояния  ) являются его нередкой ситуативной характеристикой.
Опять же проявление по этим аспектам его СуперЭГО – БИ ЧЛ (ИЛИ) будет намного успешнее, так как обрабатываются они второй и пятой ФИМ. Поэтому интуитив БИ ЧЛ (ИЛИ) даст типологическую фору в трудовых навыках сенсорику БС ЧЭ (СЭИ).
Однако и здесь не все так просто. Одно дело – типологический уровень, который в проекции на “живых людей” дает общую склонность, установку. И совсем другое дело индивидуальные проявления человека, а уж тем более – в ситуациях, которые бывают очень разными.
Поэтому предложенный подход к информационно-психологическим состояниям, основывающийся на уровневом ракурсе модели А, должен иметь приложения прежде всего в теории, являясь неким базисом в анализе состояний “живых людей”. Возможно, его целесообразно несколько сократить, избавившись от “перестановок в парах аспектов”. Но так или иначе, он представляет собой единственно возможный путь рассмотрения психологического феномена состояний психики с точки зрения соционической методологии.

Литература:
1.   Вахутинский И. Функции и восприятие информации. // Соционика, ментология и психология личности, 1995, №1.
2.   Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний // Соционика, ментология и психология личности, №3, 2001.
3.   Литвиненко И.Ю. Уровневая соционика состояний // Соционика, ментология и психология личности, №6, 1999.
4.   Литвиненко И.Ю. Блоки и уровни модели А: различный характер связи между ФИМ // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 2002.
« Last Edit: March 04, 2014, 01:24:57 PM by Ольга »
Журнал "Соционика": https://www.facebook.com/groups/543577009011267/