Ольга Тангеманн
БЭ – этика отношений — нравственные нормы, мораль, направленность внимания на перспективу другого человека, на его нужды и потребности.
БЭ- интровертное, субъективное, статичное суждение.
Отношения между людьми. Субъективные отношения: отношение человека к кому-либо или к чему –либо. Этикет , чувствительность, чувства, милосердие, любовь, прощение, уважение, дружба, привязанность, нежность, преданность, верность, забота, терпимость, сострадание, отзывчивость, благодарность, жалость, гуманность, вежливость, чувство такта, доброжелательность. Мораль, моральные нормы, добро и зло, нравственность, идеалы, взаимопомощь, благотворительность, вера, надежда, любовь, совесть, честь, достоинство, моральный долг, ответственность, самокритика, религия, грех, осуждение пороков, вражда, лицемерие, подлость, предательство, заговор, оговорить, осуждение, обида, симпатия и антипатия, Нравственная оценка («нравится/не нравится», «хорошо/плохо»). Действие: прощать, любить, жертвовать, недеяться и верить.
Если я люблю, то я живу.
«Люблю, люблю, но реже говорю об этом.
Люблю нежней, но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
всю душу выставляет напоказ».
Строки из сонета Уильяма Шекспира замечательно подходят для описания данной функции.
Внимание сосредоточено на своих чувствах, своем внутреннем духовном образе, на вопросах добра и зла. Моральный долг, ответственность, порядочность, честность, искренность и чистота помыслов – относятся к сфере человеческих отношений и, таким образом, к функции этики отношений. Желание соответствовать нравственным стандартам общества и учить других их соблюдению, уделять внимание традициям, судить и рассуждать на тему морали (хорошо/плохо), разбираться в отношениях людей , оценивать и, что сособенно важно, уметь прочувстввать чужие потребности как свои собственные. Чувствовать людскую радость и боль, переживать ее внутри. Тонкое различение настроения окружающих, интерес к отношениям в коллективе, умение улаживать споры и избегать лишние ссоры. Неконфликтность, милосердие, верность и надежность — качества, которые помогают убедить окружающих в собственной правоте, завоевать доверие людей. Естественным является желание быть нужным коллективу, приносить пользу и быть примером нравственной чистоты. Симпатии и антипатии не афишируются и даже скрываются от самого себя.