Ольга ТангеманнБИ – это интуиция сомнений, предчувствия, воображения, перетекаемых мысленных и чувственных образов. Это также интуиция времени. Чаще воспоминания прошлого.
БИ – интровертное, абстрактное, динамичное восприятие.
«Быть иль не быть — вот в чем вопрос»; воспоминания, прошлое, изменение, развитие во времени, эволюция, смена сезонов, смена дня и ночи, возрастные изменения, прогноз, предвидение, предопределенность, судьба, рок, события, сюжетная канва, процессы, скорость, ускорение, ритм, темп, замедление, своевременность, чувство времени,воображение, абстрактные образы, уход от реальности, фантазия, мечта, иллюзия.
Самые сомневающиеся и мечтательные типы – ИЭИ и ИЛИ.
Самые самонадеянные и находчивые – ИЭЭ и ИЛЭ.
Почему так? Для программных белых интуитов в рассуждениях и размышлениях более характерна ссылка на прошлое, для ЧИ- интуитов ссылка на то, что есть, на настоящее время и также на будущее. Белый интуит чаще обращается к прошлому и думает о том, что могло бы быть в прошлом. Черный интуит думает либо о настоящем, либо о перспективах на будущее. События описываются либо как вероятностные, либо как данные, реально существующие и не подлежащие сомнению.
Далее, человек выражает свои мысли о том, каким он видит мир: изменяющимся или статичным. Считать БИ исключительно интуицией времени неправильно, так как время– это слишком общий критерий, присущий и ЧИ и БИ. Существующее определение аспекта ЧИ как интуиции возможностей также является слишком общим. Возможности рассматриваются с перспективы ЧИ и БИ с той разницей, что для ЧИ приоритетны реально-существующие возможности здесь и сейчас и именно это позволяет ЧИ интуитам быстро составлять свое мнение, принимать решения и делать выбор мгновенно. Для БИ -интуитов это не характерно. Принимая решение здесь и сейчас, они боятся сделать ошибочный выбор. Для них более характерно полагаться на мистическое предчувствие, они как будто ждут указание извне и не доверяют своим прозрениям. Склонны вспоминать свои прошлые ошибки, утраченные возможности прошлого и зачастую нереальные возможности будущего (фантазии на тему прошлого и будущего).
Хочу пояснить, как в процессе практики типирования я пришла к уточнению формулировок по аспектам интуиции. Остановимся на статичном и динамичном восприятии.
ЧИ – аспект статики. Статика выражается в одномоментном состоянии (есть или нет) и соотносится с фотографическим снимком, который возникает как картинка перед глазами. В картинке предстает застывшая реальность. Нет нужды уходить мысленно в будущее или настоящее, чтобы выявить то, что есть на картине. Также нет потребности что-то дополнительно выдумывать, воображать и приукрашивать. В результате чего получается статичное описание отдельно взятого явления.
Программные БИ-интуиты не имеют постоянной картинки перед глазами. Напротив, в картинке слошное движение и глаз выхватывает то одну, то другую деталь, упуская из виду целостный образ, как если бы мы наблюдали процес трансформации или смотрели кино. Нет и не может быть единого неизменного цельного образа для БИ- интуита, потому что все течет и изменяется. Как только носитель типа ИЛЭ с программной функций интуицией прозрений захочет сообщить миру новую истину, то тут же появляется БИ- интуит, который начнет ставить под сомнение любое утверждение и любой статичный образ, как единственно верный. В понимании белого интуита не может быть истины в том, что не изменяется. Такое восприятие реального мира кажется ему ограниченным и неадекватным.
Это явление противостояния или ограничения взглядов друг друга описано в модели А: функции программная и ограничительная стоят на страже и ограничивают перспективу друг друга критикой. Что есть по сути конфликт и этот конфликт заложен самой природой на всех уровнях работы психки и модели А.
Функция ЧИ направлена на рассмотрение не процессов, не ситуаций в развитии, а на то, что имеется есть здесь и сейчас и что имеет отношение к будущему. Возможность предполагает перспективу будущего времени. Идея, ответ, решение проблемы либо появляется сейчас, либо ее нет. Для ЧИ не свойственно размышлять в стиле: «а что было бы, если….» Это прерогатива интуиции воображения БИ. Для сомневающихся во всем БИ -интуитов сложно остановиться на моменте настоящего, сделать выбор и быть уверенным, что он единственно правильный и наиболее оптимальный. Если бы белые интуиты умели это делать также как черные интуиты, им не нужно было бы сомневаться, не нужно было бы воображать. Богатый внутренний мир мыслей, чувств, образов был бы не затребован.
Работа ЧИ похожа на головоломку, в которой части конструкции быстро складываются в целостной образ и этот образ единственно верный или образа просто нет: либо есть, либо нет. Об этом писал соционик из Петербурга Тимофей Духовской в статье «Аспекты информации» (
. Работа функции сомнений, напротив, отличается игрой воображения, где фокус внимания постоянно смещается в сторону отдельных деталей, не давая возможности охватить явление целиком. Как только какой-то цельный образ начинает прорисовываться, он тут же опять распадается и перетекает в другой образ с нечеткой конструкцией и расплывчатыми гранями. БИ- интуиты бесконечно плавают в своих мысленных образах, не останавляваясь на одном варианте, потому что это неинтересно — для них остановка равносильная личному ограничению и может легко вызвать негативную реакцию. Би- интуитам обязательно нужно дать высказать свои запутанные мысли и чувства, свои сомнения . Так работает их восприятие, которое можно сравнить с работой художника.
Программные черные интуиты, напротив, стремятся уйти от сомнений и долгих мучительных размышлений, которые им напоминают «переливания из пустого в порожнее». Они привыкли находить выход из сложных ситуаций и делать единственно-правильный выбор. Это настолько для них естественно, что они обычно считают свое мнение экспертным и себя экспертами. Они не только сами не сомневаются в своей правоте, они и Вам не позволят это делать. Дон Кихот ( ИЛЭ) не был бы Дон Кихотом, если бы не верил в свою способность найти единственно верный ответ по всем вопросам, все познать (или почти все) и обо всем что он знает, тут же рассказать. Нередко носителей типа ИЛЭ воспринимают со стороны как заносчивых и самоуверенных всезнаек. Им кажется, что они знают истину в первой инстанции и потому часто «задирают нос». Замечали ли Вы в себе или в ком-то из Ваших знакомых подобные качества, друзья?