Аспекты Информации
по материалам методического пособия
С.В.Филимонов, Д.Ю.Ритчик, Е.В.Шепетько «Введение в соционику. Семантические поля аспектов», ВШС, 1991 гг.2
http://model-a.narod.ru/aspectonica.htmlэкстравертная сенсорика – Экстравертированная сенсорика (экстрасенсорика). Форма объекта (тела) в статике: все внешние характеристики объектов;
экстравертная интуиция – Экстравертированная интуиция (экстраинтуиция). Содержание объекта (тела) в статике: структура, внутренние характеристики объектов, содержание;
экстравертная логика – Экстравертированная логика (экстралогика). Динамика формы объектов (тел): внешние характеристики процессов, движение;
экстравертная этика – Экстравертированная этика (экстраэтика). Внутренняя динамика тел: характеристики внутренних процессов;
интровертная сенсорика – Интровертированная сенсорика (интросенсорика). Внешняя динамика поля: пространство и его характеристики, объемы;
интровертная интуиция – Интровертированная интуиция (интроинтуиция). Внутренняя динамика поля: время, временные характеристики, место в последовательности событий;
интровертная логика – Интровертированная логика (интрологика). Форма поля в статике: расстояние между объектами, дистанции;
интровертная этика – Интровертированная этика (интроэтика). Содержание поля в статике: поле притяжений-отталкиваний между объектами;
1. Психологическая модель аспектов.
Как уже ранее упоминалось, в интерпретации аспектов восприятия можно различать два основных подхода. Мы вынуждены говорить о двух концепциях, ввиду существования двух разных источников определения аспектов.
Первая концепция, близкая к описанию психологических функций у Юнга, состоит в том, что аспекты являются психологическими функциями человеческого восприятия, которые определяются как способность дифференцировать информацию и осознавать ее отдельные части. Эту концепцию можно также определить, как субъектную. Далее на ее основе будет представлена Психологическая модель аспектов.
Другая основополагающая концепция - объектна. Согласно этой концепции аспекты описывают значения и свойства объектов информационного пространства, то есть явления внешнего мира. На основе этого подхода будет рассмотрена Предметная модель аспектов.
Психологическая или субъектная модель определяет комплексы внутренних психических ощущений, состояний и способностей человека по содержанию аспектов.
экстравертная сенсорика – Способность концентрировать внимание на внешних качествах объекта, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством давления, проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, желание использовать и умение подчинить их в своих целях.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей. Проявление силы воли.
Импульсивность, готовность к преодолению препятствий, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.
интровертная сенсорика – Внимание направлено на ощущения своего тела: осязание, вкус, самочувствие, чистоплотность и т.д.
Оценки объектов зависят от ощущений, которые они вызывают. Способность наслаждаться восприятием ощущений. Переживание полноты ощущений.
Способность различать качества ощущений, ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.
экстравертная интуиция – Способность сосредоточить внимание на содержание и сути объекта.
Восприятие внутренних качеств (структуры) и назначения объектов.
Умение видеть перспективу и представлять результат.
Оценка качеств характера и потенциальных возможностей человека. Изучение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
Умение искать и ставить цели в отношении идей и идеальных объектов. Наслаждение ценностью и красотой идеи.
интровертная интуиция – Существование в мире образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего, через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка происходящего в реальном мире, через оценку возникшего внутреннего состояния.
Умение различать оттенки внутренних состояний. Гармония внутреннего мира.
Восприятие ритма происходящего, темпа событий, атмосферы внутри коллектива. Ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих.
Представление событий будущего или прошлого, возможных и невозможных ситуаций, своего места в них, предчувствие.
Восприятие последовательности событий и истории (хронологии).
Умение оценить, на сколько заполнено свое и чужое время, умение заполнить время.
экстравертная логика – Способность сосредоточить внимание на движении объектов в пространстве.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность.
Способность искать и ставить цели по отношению к деятельности. Оптимизация деятельности.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию. Концентрация внимания на изменениях.
интровертная логика – Восприятие мира, через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность к логическому мышлению: устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Способность классифицировать всевозможные объекты, упорядочивать окружающий мир (систематизация окружающего мира).
Происходит оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы (например, насколько информация соответствует собственной системе истин).
Умение искать и ставить цели в отношении к концепциям и системам.
Восприятие пространства, как системы расстояний. Восприятие своего места в социуме.
экстравертная этика – Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира, через эмоции. Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки.
Стремление к положительным эмоциям, к хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях: радость или печаль, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт. Переживания. Страсти.
Умение искать и ставить цели в отношении эмоциональных явлений в жизни.
Восприятие звуков, как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.
интровертная этика – Внимание обращено на силу притяжения между объектами.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего мира через те чувства, которые он вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений: любовь – ненависть, симпатия – антипатия, расположение – неприязнь, восхищение и др. Стремление к ярким чувствам, разнообразию отношений. Страстность в отношениях.
Потребность искать и ставить цели в связи с отношениями с окружающими.
Способность вызывать симпатию.
Вверх
2. Предметная (объектная) модель.
Можно говорить о различии предметной и психологической моделей как о двух определенных взглядах на аспекты восприятия. Речь идет об различии экстравертированной и интровертированной установки. Интровертированная установка (психологическая модель) позволяет видеть аспекты восприятия в свете их роли для субъекта: эмоции, мышление, сенсорика, интуиция и т.д. Экстравертированная точка зрения покажет нам аспекты восприятия в их проявлениях во внешнем мире. Предметная модель открывает аспекты с точки зрения их воздействия на сферу практических проявлений, быта и социальных отношений.
Предметная или объектная модель содержит три уровня описания:
уровень - касается неодушевленных объектов;
уровень - содержит характеристики, касающиеся личности;
уровень - дает социальные формы проявления аспектов.
экстравертная сенсорика
форма, масса, цвет, размеры предмета, колорит, ценность; эстетические характеристики объекта: красота, элегантность, изящество, уродливость и пр.
внешний вид человека: одежда, телосложение, физическая сила, мобилизованность, нацеленность, воля, богатство проявлений;
власть, материальное благосостояние, ценности, деньги, имущество.
интровертная сенсорика
место предмета в пространстве, ощущения, возникающие при соприкосновении с предметным миром: тепло-холодно, мягко-жестко, вкусно-невкусно и т.д.
комфорт, самочувствие и здоровье человека, его: чистоплотность, бодрость-усталость, голод, жажда, боль; физическое удовольствие, секс;
место, занимаемое человеком; территория, помещение: квартира, дом, место проживания; размещение предметов в пространстве.
экстравертная интуиция
внутреннее устройство, содержание, назначение;
способность человека, внутренние качества, характер;
перспективность человека, идей, различных коллективов и их деятельность; перспективность производства, новых изделий, новых технологий и пр., оценка сложившейся ситуации и её перспективы.
интровертная интуиция
время, длительность, периодичность, ритмичность, темп, долговечность;
состояния: ожидания, страха, тревоги, надежды, увлеченности, внутренняя гармония; судьба человека, история жизни, возраст; направленность человека;
динамика ситуации (законченность-незаконченность и пр.), момент в ситуации; внутренние состояние группы, коллектива, общества; история, хронология;
экстравертная логика
внешние проявления процесса, движение, перемещение в пространстве;
действие, факты, поступки, способ действия, способ решения; работа (работоспособность), профессиональная подготовка, инструкция по использованию, методика, технология (в том числе программа действий), целесообразность действия;
деятельность: человека, организации, общественная деятельность; закономерности внешнего мира, события, объективная информация и факты о событиях; общественные процессы; правила в поведении, законодательство (например, административное право).
интровертная логика
расположение объектов относительно друг друга: расстояние между объектами, место других объектов, объективные отношения между объектами; система, как целостная сумма расстояний; приоритет – главенство одного объекта над другим, сравнение параметров объектов, порядок, как последовательное расположение.
суждение (пространство суждений), сравнивание, сопоставление, рассуждение, установление логических связей, измерение, установление главного или приоритета, определение значимости или места; логичность – алогичность суждений; вклад человека в общее дело;
дистанция между людьми: иерархия, субординация, социальная территория; авторитет, уважение, признание, должность, положение;
принадлежность: к организации, к социальным кругам, право собственности, авторство и пр.
система объективно-закономерных взаимоотношений в обществе.
экстравертная этика
содержание процесса (внутренние скрытое от глаз проявления), его интенсивность: внутренняя динамика объекта, его возбуждённость, звуки;
эмоциональное состояние, настроение, возбужденность, подавленность, грусть, радость, гнев, печаль, увлечения, интересы;
внутренние процессы в обществе, интересы общества и коллектива, стихийные движения, успех деятельности, соответствие настроений, адекватность эмоционального состояния ситуации; этические нормы поведения.
интровертная этика
чувства, как силы притяжения и отталкивания;
все оттенки человеческих отношений - любовь, ненависть, неприязнь, презрение, дружба и т.д.
этические нормы отношений, мораль.